Для уменьшения затрат труда мерзлый грунт следует отваливать возможно большими глыбами. Работу ведут следующим образом.
Сначала разрабатывают траншею на глубину, немого большую, чем толщина слоя мерзлого грунта, затем, стоя в траншее, выбирают талый грунт под слоем мерзлоты на глубину не более 20 см. При глубоком залегании мерзлого грунта выборку; ведут в 2—3 яруса, верхние из которых делают в мерзлом грунте. Затем на расстоянии 0,5—1,0 м от кромки траншеи (на поверхности грунта) электрическим, пневматическим или ручным инструментом проходят через 0,5—1,0 м ряд шпуров или пробивают узкую борозду.
Выделенную таким образом полосу мерзлого грунта делят новыми (поперечными) шпурами или бороздами на несколько частей (карт). В шпуры продольного и поперечных рядов одновременно забивают стальные клинья и откалывают мерзлоту.
При выборе вида механизации и типа снаряда для земляных работ необходимо иметь в виду, что применение взрывных работ для рыхления грунтов почти исключает возможность использования средств легкой механизации: скреперов, грейдер-элеваторов, бульдозеров и т. д.
Драглайны с емкостью ковша не менее 1 м3 могут без рыхления грунта взрывами разрабатывать мерзлую корку толщиной 10—15 см.
Предварительное разрыхление также не требуется при разработке мерзлого грунта толщиной до 40 см прямыми лопатами с ковшами емкостью не менее 1 м3, а толщиной до 25 см с ковшами емкостью не менее 0,5 м3. Экскаватор работает в этом случае подбоем, выбирая талый грунт под коркой мерзлого грунта. Получающиеся при этом козырьки следует немедленно срезать, для чего ковш подводят под козырек и ударяют по нему снизу.
Объем разрыхленного мерзлого грунта должен быть не больше чем требуется для односменной работы экскаватора. Уборку грунт из забоя надо вести вслед за рыхлением, не допуская его смерзания.
Погрузка крупных глыб мерзлого грунта, не вмещающихся в ковше экскаватора, производится следующими способами:
а) глыбу берут на верхние ребра и зубья ковша, поднимают осторожно вываливают в прибор перемещения;
б) глыбу обвязывают тросом, захватываемым зубьями ковша поднимают и передают в прибор перемещения.
Величина глыб должна допускать погрузку и разгрузку их без повреждения приборов перемещения.
В случае, если при разработке выемок и планировке площадок крупная глыба не может быть поднята экскаватором до требуемой высоты, последний выбирает грунт несколько ниже проектной отметки, передвигает в нее ковшом глыбу и оставляет ее там до весны, когда она оттает и будет употреблена на планировку.
При экскавации зимой мерзлых глинистых и мокрых грунтов, разрыхленных взрывами на куски, наполнение ковша и скорость работы экскаватора значительно меньше, чем при работе летом. Мокрый грунт при соприкасании с охлажденными стенками ковша быстро к ним примерзает, уменьшая его полезный объем и затрудняя выгрузку. Для предупреждения намерзания грунта можно применять электронагрев ковша.
Работа экскаваторов в мокрых забоях с грунтовыми водами затрудняется образованием наледей и примерзанием гусениц к грунту. Борьбу с этим следует вести осушением забоя (понижением уровня грунтовых вод) и оттаиванием гусениц, но отнюдь не включением ходовых механизмов.
При доставке воды к экскаваторам автоцистернами в них помещают по две трубы диаметром 30 мм, присоединяют их к глушителю автомобильного мотора и таким образом подогревают воду выхлопными газами.
Гибкий резиновый шланг, служащий для перекачивания воды, необходимо предварительно прогревать паром, так как замерзшая в мокром состоянии резина становится хрупкой и ломается при изгибе. Следует позаботиться о приобретении запасных шлангов, так как износ их зимой значительно увеличивается. Для того чтобы механизмы во время перерывов не застывали, цепи работы следует в три смены, организовав для этого непрерывную работу транспорта.