На заводах и полигонах для изготовления свай применяется металлическая опалубка — формы, обеспечивающие чистоту поверхности бетона при многократной их оборачиваемости; арматурные каркасы монтируются на специальных станках-автоматах, оборудованных аппаратом для точечной приварки хомутов; укладка бетона и его уплотнение производятся механизированным способом. Наличие пропарочных камер позволяет ускорить процесс твердения бетона.
На небольших объектах и сооружениях, удаленных от крупных промышленных центров, строителям приходится заготовлять производить сваи из железобетона своими силами на полигоне или непосредственно на площадке.
Арматурный каркас для сваи должен быть изготовлен заранее на арматурном дворе. Перед употреблением в дело арматурная сталь очищается металлическими щетками от грязи и ржавчины; на верстаке отгибаются концы стержней.
Арматурные каркасы вяжутся на козлах в такой последовательности: сначала на козлы укладываются два угловых стержня, затем на них навешиваются и закрепляются вязальной проволокой два хомута, в промежутке между крайними хомутами устанавливаются еще несколько хомутов через 1,2—1,5 м; после этого заводятся и привязываются к хомутам остальные стержни; в заключение наматывается и прикрепляется спиральная арматура и приваривается острие сваи.
Готовые каркасы отправляются на склад или укладываются в опалубку. Для создания защитного слоя каркасы несколько приподнимаются над настилом и подвешиваются к планкам, уложенным поверх щитов опалубки.
До бетонирования свай должны быть установлены и закреплены к арматурным каркасам петли, служащие для захвата свай при подъеме и транспортировании. Петли изготовляют из отрезков арматуры толщиной 19—22 мм и ставят на расстоянии 0,2 L от концов сваи, где L — длина сваи.
Рис. 1. Железобетонные шпунтовые сваи;
а — общий вид; б — арматура нижней части сваи; в — арматура головной части; где — сечения сваи внизу, в средней части и у головы
Каждая свая должна бетонироваться в один прием без перерыва; бетонная смесь укладывается от острия к голове и уплотняется вибраторами. По окончании бетонирования на поверхность каждой сваи наносится номер и дата изготовления.
Одновременно с бетонированием обязательно изготовляются контрольные образцы бетона в виде стандартных кубиков, испытанием которых через 7, 14 и 28 дней определяют фактическую прочность свай.
Для твердения смеси в производстве железобетонных свай необходимо обеспечить нормальный температурный режим и влажность. В жаркие дни сваи должны быть покрыты рогожей или слоем опилок и обязательно политы водой во избежание пересыхания бетона и появления в сваях трещин. При температуре ниже +5° бетонирование на открытом воздухе обычным способом не допускается. Для ускорения твердения бетона применяют пропаривание или электропрогрев.
Шпунтовые железобетонные сваи нашли широкое применение при строительстве набережных, укреплении берегов, а также для ограждения котлованов. Очертания железобетонных шпунтовых свай, как правило, такие же, как очертания деревянных Ширина свай колеблется от 50 до 60 см, толщина — от 10 до 50 см, а длина — от 6 до 20 м. На рис. 1 приведена конструкция шпунтовой сваи с трапецеидальной формой паза и гребня. Толщина и высота гребня должна
быть меньше ширины и глубины паза, чтобы при вхождении гребня в паз оставались зазоры по 5 мм. Острие шпунтовой сваи имеет длину, равную полуторной ширине сваи.
Шпунтовые сваи армируются подобно одиночным. Разница заключается в том, что поперечная арматура всегда устраивается из хомутов, так как паз и гребень не позволяют обмотать продольные стержни, находящиеся них. Гребень армируется отдельной спиралью или выступами хомутов. Для шпунтовых свай сохраняют свою силу данные, приведенные выше для одиночных свай о подъемных петлях, о марке бетона и т. д.
Железобетонные шпунтовые сваи так же, как и деревянные, забиваются гребнем вперед.