При вертикальном транспорте выбор подъемных механизмов для строительства зависит от высоты сооружения, объема работ, наличия и рентабельности механизмов.
Для незначительного вертикального перемещения могут быть использованы:
- блоки полиспасты для пеньковых канатов лист. 1, рис. 7;
- таль быстроходная грузоподъемностью 0,1; 0,25; 0,5 г;
- лебедки настенные, висячие и стоячие (передвижные и стационарные).
В строительных работах наибольшее применение имеют стоячие лебедки следующих типов:
- фрикционная с гладким ободом и механическим приводом;
- приводная зубчатая фрикционная (лист 1, рис. 9);
- ручная зубчатая стоячая (лист 1, рис. 8).
Скорость подъема груза при работе лебедки определяется по формуле:
- где v-2 — скорость подъема груза (м/сек);
- р — усилие, прилагаемое к рукоятке;
- v1 — скорость вращения рукоятки (обычно коло 20 об/мин),
- n — к. п. д.; при применении троса и при одинарной передаче — 0.88, при двойной передаче — 0,80 и тройной — 0,73;
- Q — вес поднимаемого груза (кг).
Кран-укосина подъемный механизм для строительства — лист 2, рис. 1 — может быть жесткой — прямой угол обращен вверх или шарнирный прямой угол обращен вниз. Угол поворота укосины — 230—270°. Вылет крана — от 1,5 до 3,0 м, наиболее употребителен 2,25 м.
Подъем груза осуществляется при помощи лебедки. Для подъема раствора, песка, гравия и т. п. применяют платформу размерами 0,9 X 2,75 м, на которую устанавливаются три тачки. Для подъема досок, бревен, стоек и т. п. употребляются «намордники» (лист 2, рис. 2).
Производительность крана-укосины определяется по формуле:
Q = nqN,
- где: Q — производительность крана;
- n — число тачек, поднимаемых за один раз;
- q — емкость тачки;
- N — число подъемов в смену.
Одностоечный мачтовый скороподъемник (лист 2, рис. 3) применяется также для подъема тачек или бадей на платформе или штучных грузов на крюке; устанавливается на стальной мачте заводского изготовления
Двухстоечный скороподъемник (лист 2, рис. 4 и 5) применяется главным образом для подъема раствора. Подъем производится в редких случаях на платформе в тачках и чаше — в специальном опрокидывающемся ковше.
Кран Д И П (лист 2, рис. 6) применяется главным образом при небольших объемах работ; устанавливается непосредственно на перекрытии или лесах с выносом стрелы за пределы стены не менее 0,5 м; раствор поднимают в бадьях или бункерах.
Кран типа «Деррик» Любимова (лист 2, рис. 7)— легкий переносный кран, устанавливаемый на перекрытии или на лесах; вылет стрелы крана — до 4 м.
Шахтные подъемники (одно- и двухкабинные) рентабельны при больших высотах подъема материала для зданий в шесть и более этажей (лист 2, рис. 8).
Подъем груза производится на платформах, в опрокидывающихся ковшах, заключенных в деревянной или металлической шахте.
Во все виды агрегатов вертикального транспорта входит составной частью канат или тpoс. Диаметр каната или троса выбирается в зависимости от поднимаемого груза.
Допускаемое напряжение (n) для каната определяется:
- где: n — допускаемое напряжение, равное R /z
- г — запас прочности, принимаемый 4—8-кратным;
- R — разрывное усилие из табл. 75;
- Р — вес поднимаемого груза (кг);
- d—диаметр каната (см);
- 0,66 — коэффициент расчетной площади от Фактической вследствие изготовления каната из нескольких прядей.
Допускаемое напряжение для троса рассчитывается по формуле:
где:
- n= R /z ;
- R — временное сопротивление проволоки разрыву, равное от 110 до 200 кг/ мм2:
- г — запас прочности, принимаемый 4—8-кратным;
- р — вес поднимаемого груза (кг);
- l — число отдельных проволочек в тросе;
- δ — диаметр проволоки (мм)
- D — диаметр блока или барабана (мм).
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Условиями