Доставляемые на строительную площадку сваи должны по своим качествам полностью соответствовать требованиям проекта и технических условий. На строительной площадке приемка свай оформляется. актом, причем к железобетонным сваям предъявляются следующие требования.
Трещины на поверхности свай и шпунтин, кроме волосных, не допускаются. Местные раковины и отколы углов не должны превышать 10 мм по глубине и допускаются при условии, если общая их площадь занимает не более 5% общей поверхности сваи. Отколы углов и раковины у головы и острия сваи, а также обнажения арматуры на поверхности сваи и в местах отколов не допускаются.
Верхняя (торцовая) грань сваи и шпунта должна быть ровной и перпендикулярной к оси сваи. Отклонения этой грани от указанного направления не должны превышать 2% диаметра или стороны поперечного сечения сваи.
Клееные сваи и шпунт не принимаются в следующих случаях:
а) при наличии в швах не проклеенных участков длиннее 150 мм;
б) при наличии не проклеенных участков длиной до 150 мм, если расстояние между ними менее их четырехкратной длины
в) при наличии не проклейки в стыке (на ус);
г) при толщине клеевого шва более 0,5 мм; на отдельных участках длинной 0,5 м при расстоянии между ними менее 1 м допускается утолщение клеевого шва 1,5 мм;
д) при количестве стыков в одном сечении сваи или шпунтины более 25% от общего количества стыков в пакете; при наличии более одного стыка в зоне с наибольшим напряжением материала;
е) при влажности древесины более 18 %
ж) при пределе прочности клеевого шва на скалывание менее 60 кг/см2;
з) если в крайних досках шпунтины сдвинутых относительно средней точки,для образования паза, годичные слои распоженны выпуклостью наружу.
Рис. 1. Схема подъема железобетонной шпунтины а — за два конца; б — за один конец
В металлическом шпунте проверяю его прямолинейность и правильность (сохранность) замков. Она проверяется протаскиванием шаблона из обрезка шпунта длин около 1,5 м по замкам сваи. Шаблон должен свободно проходить по замкам.
Небольшие дефекты можно выправить при помощи оправки, предварительно нагрев дефектное место. При невозможности выправить вмятину дефектное место замка вырезается, не более чем на 0,5 м.
Железобетонные сваи и шпунт принимаются на штабелях рассортированными по маркам, партиями по 50 и 100 шт. Каждую партию завод-изготовитель снабжает паспортом, в котором должны быть указаны: номер паспорта и дата его выдачи; номер партии та ее изготовления; наименование и с завода-изготовителя; марка и качество или шпунтин; дата первого подъема перемещения сваи или шпунтин; прочность бетона к моменту первого подъема или перемещения шпунтин и результаты испытания.
Подъем железобетонных свай или шпунтин и транспортировке должен производиться за подъемные петли с помощью траверсы согласно рис. 1, а. Короткие сваи могут подниматься без траверсы, но длина концов стропа должна быть не меньше расстояния между петлями.
При хранении и перевозке каждая свая должна опираться на две деревянные подкладки, располагаемые вблизи подъемных петель. При хранении в штабелях разделяющие ряды свай деревянные прокладки (доски, брусья) должны располагаться на одной вертикали (не вразбежку).
Высота деревянных прокладок должна превышать высоту подъемных петель не нее чем на 20 мм. Ширина прокладок должна быть не менее 150 мм. Сваи следует укладывать в штабеля по маркам головами в о сторону. Шпунтины при переноске и хранении должны быть предохранены от ударов,перетаскивать их волоком или кантовать ломами недопустимо.
В направляющие для погружения шпутины должны устанавливаться с помоги мягкого (или с мягкой подкладкой) стропа — удавки (рис. 1, б).
Разгрузка свай, поданных транспортом на строительную площадку, должна осуществляться механизированно — краном. При этом для подъема железобетонных и металлических свай необходимо применять прокладки, укладывая их в углах, где стропы охватывают груз. На платформы местного транспорта, если таковой потребуется, сваи должны быть уложены с прокладками; то же необходимо и на местных складах, причем изделия должны лежать в таком порядке, чтобы их можно было легко захватить краном.
При перегрузке деревянного шпунта надо обращать внимание на то, чтобы не повредить пазов и гребней.
Для перевозки свай обычно используются автомашины с прицепами. При укладке железобетонных свай или шпунта длина свешивающегося конца должна составлять не более одной пятой длины сваи. Затропка каждой металлической сваи или пакета выполняется так, чтобы длина свободных концов шпунта не превышала 6 м, деревянные сваи при работе на воде или близ воды иногда подаются к месту установки на плаву.
Приемка свайных работ
1. Приемка свайных работ должна сопровождаться проверкой соответствия выполненных работ проекту и техническим условиям (ТУ), инструментальной проверкой правильности положения свай и шпунта, контрольными испытаниями свай.
Количество свай, подвергаемых контрольным испытаниям, должно составлять:
в сооружениях с забивными сваями при их испытании динамической нагрузкой —2% от общего числа свай, но не менее 5 шт., а при испытании статической нагрузкой — 1% от общего числа свай, но не
менее 2 шт.,
в основаниях с набивными сваями при их испытании статической нагрузкой — 2% от общего числа свай в основании, но не менее 2 шт.
Контрольные испытания свай производятся в соответствии с ГОСТ.
2. Отклонения погруженных свай от проектного положения в плане не должны превышать величин, указанных ниже.
Величина отклонений (допуск) при погружении сваи (в диаметрах сваи)
Сваи в кустах и сваи под ленточные фундаменты………… 1
свайных полях………………………………………………………… 2
Ряды свай, перекрываемые общей насадкой:
вдоль оси насадки…………………………………………………… 1
перпендикулярно оси насадки……………………………………1/4 в каждую сторону от оси
Сваи в крайних рядах кустов и свайных полей ……………1/2