Универсальный сваебойный копер. Типичной конструкцией такого копра является копер СССМ-582 (рис. 1). Копер допускает возможность установки стрел под углом (для забивки наклонных свай), снабжен телескопическими направляющими, позволяет поворачивать стрелы в горизонтальной плоскости на 360° и перемещать весь копер по рельсам.
Все операции выполняются механизированным способом. Копер работает с паровоздушным молотом. Полная высота копра равна 27,5 м и позволяет забивать сваи длиной до 20 м.
Копер состоит из следующих основных частей: нижней рамы-тележки 1, верхней поворотной платформы 2, металлической фермы 3 со стрелой 4. На верхней поворотной платформе копра находится паровая машина 5, паровой котел 6, лебедка 7 для подъема молота и свай, лебедка 8 для подъема и опускания стрелы и механизмы 9 для поворота верхней платформы, наклона фермы, перемещения пят стрелы и движения копра по рельсовому пути.
Ферма универсального сваебойного копра разборная и состоит из восьми секций. Лестницы для подъема на верхние площадки поставлены сбоку фермы. Направляющая стрела, изготовленная из швеллеров, подвешена к тросу, идущему через блок на барабан лебедки. Максимальный наклон фермы назад равен 3 : 1, вперед— 10 : 1.
Применение универсальных копров позволяет значительно уменьшить время забивки свай и снизить трудоемкость вспомогательных операций.
Металлические копры имеют полезную высоту от 6,5 до 23 м, вес — до 60 т.
Плавучие копры. Для забивки свай и шпунта с воды применяются или специальные плавучие копры, или обычные сухопутные, устанавливаемые на плав-средствах (понтонах, баржах и других судах достаточной грузоподъемности и остойчивости, имеющих право плавания в районе производства работ).
Специальный плавучий сваебойный копер применяется при значительном объеме работ, их протяженности и большом весе свай. Копер полностью механизирован, допускает забивку деревянных и железобетонных — вертикальных или наклонных свай длиной до 35 м и весом до 30 т.
При забивке опор под гидротехнические сооружения иногда устраивают плавучие копры с несколькими направляющими стрелами, что позволяет вести работу одновременно несколькими молотами и забивать сразу свайный ряд в две — четыре сваи.
Для установки и крепления плавучего сваебойного копра на месте забивки свай и перевода его в новое положение он оборудуется якорными устройствами. Каждое устройство состоит из якоря, цепного или стального каната и механизма в виде шпиля (брашпиля) или лебедки, грузоподъемностью в 2—2,5 раза более веса якоря.
Для установки сваебойного копра на место забивки заводят в сторону берега швартовые концы (стальные или пеньковые тросы). Они на копре навиты на лебедку или шпиль и на берегу крепятся к неподвижным опорам. При работе плавучего копра на открытом месте около него должен постоянно дежурить буксир, чтобы в случае необходимости, отвести копер и другие плав-средства в безопасное место.
Сваи к месту забивки подаются на плотах или баржах, шаландах и других судах; часто палуба самого плавучего копра, свободная от оборудования, используется как промежуточный склад свай в количестве, необходимом для обеспечения бесперебойной работы.