Необходимость выполнения строительных работ в зимних условиях обосновывается проектом (СНиП Ш-8-76).
Мерзлые грунты разрабатывают без предварительного рыхления:
- при толщине мерзлого слоя до 0,25 м одноковшовыми экскаваторами вместимостью ковша 0,5—-0,65 м3 и
- вместимостью ковша 1—1,25 м3 — при толщине промерзшего слоя 0,4 м.
Если толщина промерзшего грунта превышает 0,4 м, его следует предварительно подготовить к разработке путем рыхления или оттаивания.
Иногда целесообразно заранее принять меры, исключающие промерзание грунта.
Для этого до наступления морозов его предварительно рыхлят при помощи вспашки и боронования, после чего грунт засоляют.
В ряде случаев грунт покрывают теплоизоляционным материалом или осуществляют снегозадержание.
Все перечисленные мероприятия производят до наступления устойчивых отрицательных температур.
Если строительные работы намечено выполнять в первой на глубину 15 см, производят засоление, снегозадержание и утепление.
При производстве работ в более поздний зимний период рекомендуется глубокое рыхление и перелопачивание грунта экскаваторами на глубину промерзания, но не более 1,5 м.
Для задержания снега устраивают валики из грунта или снега, а также устанавливают щиты. Расстояние между валиками и линиями щитов должно быть равно -10—15-кратной высоте щита или валика.
Утепляют грунт соломкой, опилками, сухим торфом, шлаком, а также синтетическими покрытиями.
Толщину утепляющего слоя определяют расчетом.
Супесчаные грунты засоляют за 5—15 сут до наступления морозов, суглинистых — за 20—25 сут.
Расход соли определяют с учетом нижеприведенных данных:
Средняя влажность грунта в пределах
глубины промерзания, %…………………………………. 8 10 12 14 16
Расход поваренной соли, кг/м2 ………………………. 10 12 14 1516
Запрещено засолять участки грунта, расположенные ближе 10 м от металлических и железобетонных сооружений.
Запрещено использовать засоленные грунты для обратных засыпок.
При разработке траншей мерзлый грунт рыхлят машинами ударного действия, дисковыми экскаваторами, фрезерными, баровыми и другими машинами.
При разработке котлованов применяют те же машины, при этом фрезерными и баровыми машинами мерзлые грунты разрезают на блоки.
Взрывной способ рыхления мерзлых грунтов применяют на незастроенных площадках при глубине промерзания более 1,4 м.
Взрывные работы должна выполнять специализированная организация, строго соблюдая при этом правила техники безопасности.
Размеры кусков разрыхленного грунта не должны превышать:
- для одноковшовых экскаваторов — 2/3 ширины ковша;
- для экскаваторов типа драглайн— 1/2 ширины ковша;
- для скреперов — 2/3 наибольшей глубины копания;
- для бульдозеров и грейдеров — 1/2 высоты отвала;
- для автосамосвалов — 1/2 ширины кузова и 1/2 паспортной грузоподъемности.
Оттаивают грунты в труднодоступных местах, в стесненных условиях и при объемах работ до 50 м3.
При глубине промерзания свыше 0,4 м грунты оттаивают путем установки нагревателей в толщу грунта.
Для предохранения от вторичного смерзания грунта следует удалять утеплители на небольшой площади — не больше, чем на дневную выработку.
При вынужденных перерывах в работе раскрытый забой следует утеплить.
Основание под фундаменты или под трубы зачищают непосредственно перед укладкой труб. Перед наступлением оттепелей промерзшие вертикальные стены котлованов и траншей подлежат укреплению.
При засыпке траншей и пазух следует учитывать, что количество мерзлого грунта в засыпке не должно превышать 15%.
Засыпка мерзлым грунтом пазух внутри здания запрещена.
Поверх уложенных труб засыпают слой талого грунта на высоту не менее 0,2 м.
Траншеи, пересекающие дороги и проезды, засыпают немедленно после укладки коммуникаций талым песчаным грунтом или щебнем и тщательно утрамбовывают.
В земляных сооружениях не должно быть снега или льда.
Общее количество мерзлого грунта в насыпях не должно превышать:
- 20% — в дорожных насыпях;
- 30% — в железнодорожных насыпях;
- 60% — в насыпях при планировке площадей.
Несвязные грунты в зимнее время укладывают в настилы обычным способом, без ограничений.
Связные грунты зимой отсыпают только в талом состоянии.
Специальные насыпи (гидротехнические, дорожные и пр.) выполняют в зимнее время по специальным разделам норм и правил (СНиП).