Требования к лифтам в жилых домах

Содержание

Лифт для пожарных подразделений: нормы и требования

Требования к лифтам в жилых домах

О том, что строго запрещено пользоваться пассажирскими лифтами как в жилых многоквартирных домах, так и в общественных зданиях для эвакуации из них в случае возникновения пожара знают большинство людей, не прогуливавших уроки ОБЖ; реально, а не только на бумаге прошедших обучение ПТМ в специализированных центрах, в организации/на предприятии. Действительно, как показывает печальная статистика, они после отключения электроснабжения здания, заполнения лифтовых шахт дымом, часто превращаются в смертельную ловушку, из которой нет выхода.

Но, есть и исключение из правил – это пассажирские лифты, предназначенные также для безопасной оперативной перевозки пожарных, или специальные лифты, установленные исключительно для этой цели.

Чем конструктивно, какими техническими, эксплуатационными характеристиками они в лучшую сторону в части обеспечения безопасности отличаются от других своих «собратьев» по быстрой транспортировке людей на этажи, отметки зданий, инженерных, технологических сооружений пойдет речь в этой статье.

Основные параметры и размеры лифтов для пожарных

Надо сказать, что на практике такая инженерная система, необходимая для многих зданий, сооружений до настоящего времени остается довольно редкой в большинстве городов страны. Почему это так обстоит, стоит разобраться подробнее, чтобы понять суть проблемы.

К нормам ПБ, именуемым ГОСТ «Пожарные лифты», следует отнести следующие действующие сегодня в России официальные документы:

  • ГОСТ Р 52382-2010, определяющий требования к конструкции таких лифтов, безопасности людей в процессе перевозки.
  • ГОСТ Р 53296-2009, регламентирующий установку этих лифтов в строениях, сооружениях.
  • ГОСТ Р 22.9.11-2013, где установлены классификационный перечень, технические требования к аварийно-спасательным средствам для спасения людей из высотных зданий в случае возникновения ЧС, в том числе к лифтовому АСС, устанавливаемому снаружи строений.

Кроме них, установку, эксплуатацию пожарных лифтов в зданиях/сооружениях регламентируют:

  • Ст. 90 ФЗ № 123-ФЗ, предписывающая необходимость наличия средств подъема сотрудников пожарных подразделений на этажи зданий.
  • СНиП 21-01-97*, регламентирующий ПБ всех строений.
  • СП 118.13330.2012* об общественных зданиях/сооружениях.
  • СП 54.13330.2016 о жилых многоквартирных домах, где при определенных условиях также необходимо устройство таких лифтов.
  • НПБ 250-97, устанавливающий перечень требований к лифтам для доставки пожарных подразделений, монтируемых в строениях, сооружениях любого назначения.

Среди основных характеристик этих устройств необходимо знать следующие:

  • Пожарным лифтом называется внутреннее или наружное техническое устройство, оснащенное установками защиты, управления, связи, позволяющее обеспечивать безопасную оперативную доставку сотрудников пожарных, аварийно-спасательных подразделений на этажи/отметки защищаемых объектов.
  • Размеры лифта должны быть не меньше, чем 1,1 х 2,1 м, чтобы была возможность транспортировки в кабине носилок с неходячими больными, а также инвалидов в колясках из зданий лечебно-профилактического, социального назначения.
  • Ширина строительного проема шахты, а также двери кабины такого лифта обязана быть не меньше 800 мм.
  • Грузоподъемность пожарных лифтов должна быть не меньше 630 кг в высотных жилых домах, 1000 кг – в общественных строениях, производственных объектах, сооружениях.
  • Скорость перемещения пожарного лифта обязана быть не меньше Н/60 (Н – высота жилого/общественного строения, инженерного, технологического сооружения).
  • Обязана быть обеспечена надежная работоспособность систем противодымной вентиляции шахт, холлов пожарных лифтов, их блокировка с установками АПС, т. е. автоматическое включение при срабатывании датчиков дыма, тепловых извещателей.

Требования к конструкции пожарного лифта

Шахта такого устройства как расположенного внутри строения, так и пристроенная снаружи, должна выполняться из негорючих строительных материалов, чтобы предел стойкости к огню ограждающих конструкций был не ниже REI 120. В них, кроме дверных, допустимо выполнять технологические проемы для подвода инженерных коммуникаций: систем электроснабжения, управления/связи, систем вентиляции при условии заполнения их противопожарными люками, огнезащитной штукатуркой на всю толщину стен/перегородок.

Строительные конструкции ограждения холлов/тамбуров этих лифтов выполняются противопожарными перегородками 1 типа с дымо- и газонепроницаемыми дверями 2 типа с устройствами самозакрывания, а также уплотнения притворов.

Конструкции ограждения машинных отделений таких лифтов выполняются противопожарными преградами – не меньше REI 120, а их двери – не меньше EI 60.

 Хотя согласно нормам ПБ лифтовые двери могут иметь пределы стойкости к огню не меньше EI 30, но противопожарные двери систем подъема бойцов пожарных формирований на этажи/отметки зданий должны быть не меньше EI 60.

Кроме того, к исполнению, комплектации, устройству таких лифтов существуют определенные требования норм/правил ПБ:

  • Элементы ограждения конструкции лифтовой кабины изготавливаются из негорючих материалов, или относящихся к группе Г1, а внутренняя отделка/облицовка – не ниже Г2.
  • Обеспечение резервным питанием по 1 категории электроснабжения для исключения остановки/блокировки во время движения.
  • Монтаж линии/кабеля связи от кабины до наружной стены здания для обеспечения постоянного контакта с руководителем тушения пожара.
  • В кабине лифта оборудуются потолочный люк и трап для обеспечения возможности подъема на ближайший этаж/отметку строения, а внутри шахты – скобы.
  • Двери лифта могут находиться в открытом состоянии только при нажатой кнопке, закрываясь, если ее отпустить, что дополнительно обеспечивает безопасность людей, находящихся в кабине.
  • Наличие в кабине устройства, сигнализирующего о перегрузке.

Исполнение, материал отделки пола кабины пожарного лифта должны быть противодействующими скольжению на мокрой поверхности.

Правила установки в зданиях

Лифт для перевозки пожарных подразделений при делении строения на пожарные отсеки в обязательном порядке устанавливается в его каждой части. При использовании во время возведения лифтовой шахты стальных строительных элементов необходима огнезащита металлических конструкций для обеспечения, требуемого нормами, предела стойкости к огню.

Монтаж таких лифтов ведется в ходе строительства зданий/сооружений, реконструкции существующих, замене выработавших свой эксплуатационный ресурс пассажирских лифтов.

Пожарный лифт обычно не должен соединять наземные и подземные уровни здания/сооружения. Допустимо наличие остановок в наземных и двух подземных уровнях, включая цоколь. При наличии в здании три более подземных уровней требуется установка отдельного пожарного лифта с остановками на каждой отметке здания или сооружения.

Не только шахты таких лифтов, но и холлы/тамбуры в подземных этажах оснащаются самостоятельными системами/установками приточной вентиляции, создающими избыточное давление воздуха, вытесняющего дым из них.

При обеспеченности зданий, производственных объектов водяными стационарными системами пожаротушения монтаж спринклерных или дренчерных оросителей в холлах, тамбурах пожарных лифтов, а также непосредственно перед ними на отметке/этаже недопустим.

В то же время эти помещения защищаются пожарными извещателями установки АПС здания.

Режимы работы пожарного лифта

Существует три режима. Пожарные нормы для лифтов говорят об этом следующее:

  • Перевозка пассажиров в нормальном повседневном режиме.
  • «Пожарная опасность» – режим установленной последовательности действий управляющей системы, который предписывает его принудительное движение на основной этаж посадки пассажиров, кроме команд непосредственно из кабины и поступающих по пути вызовов с этажей/отметок. По прибытии на посадочный, как правило, первый этаж лифт стоит с открытой дверью (дверями) до прибытия первого пожарного расчета.
  • «Перевозка пожарных подразделений» – алгоритм, обеспечивающий движение лифта, исключительно по командам пожарных из кабины. Это происходит не с помощью сенсорной панели, а только посредством нажимной не фиксируемой кнопки. При этом двери не открываются автоматически по прибытии на выбранную отметку здания, а исключительно по команде из кабины. Открытие происходит небыстро, что дает пожарным возможность оценки ситуации, подачи команды на закрывание дверей в случае непосредственной опасности.
Читайте также  Требования к стеллажам в складских помещениях гост

Область применения

Согласно нормам ПБ пожарные лифты обязательны к установке на следующих объектах в:

  • зданиях учреждений для детей, престарелых, инвалидов, если высота здания превышает 10 м.
  • высотных жилых домах больше 50 м.
  • общественных, административных, производственных зданиях/сооружениях выше 28 м.
  • подземных автостояночных комплексах – при количестве этажей более двух.

Сегодня пожарные лифты становятся неотъемлемой инженерной системой противопожарной защиты современных жилых, общественных комплексов, новых производственных, инженерных объектов, технологических установок.

Когда нужен пожарный лифт и даже при его наличии, он не всегда используется. Почему – это непростой вопрос. Вызвано, это тем, что мало выполнить эту довольно сложную инженерную систему здания в полном соответствии с нормами ПБ, проектной документацией, обеспечив безопасность при использовании в условиях пожара; но и обеспечить его правильное обслуживание, ответственную эксплуатацию, взаимодействие специалистов инженерных служб объекта и сотрудников территориального подразделения МЧС.

Не секрет, что наученные печальным опытом использования такого инженерного оборудования, пожарные не без серьезных на то оснований, для чего достаточно вспомнить пожар на Останкинской телебашне; часто довольно скептически, крайне настороженно относятся к необходимости использования пожарных лифтов не в ходе учений, а в реальной обстановке по прибытии к месту вызова. Многие считают, что вести разведку, тушение пожара, лучше используя традиционные эвакуационные пути и выходы, а не полагаться на волю зачастую непредсказуемых технических устройств, становясь их заложниками в прямом смысле этого слова.

Конечно, это ни в коей мере не говорит о том, что нужно отказаться от этой инженерной системы. Для этого есть как минимум две важных причины: их установка обусловлена обязательными нормативными требованиями; а их использование экономит время, силы пожарных в ходе разведки, тушения очага, следовательно, повышает шансы на спасение людей, оперативную ликвидацию пожара.

Регламент работы и документация

В целом пожарные лифты аналогично другим подобным устройствам, предназначенным для перемещения в многоэтажных зданиях/сооружениях должны соответствовать «Техническому регламенту о безопасности лифтов», утвержденному Правительством РФ в 2009 году.

Для обеспечения безопасной и долговременной эксплуатации пожарных лифтов ГОСТы требуют, кроме регулярного обслуживания, проведения периодических и полных технических освидетельствований этих важных инженерных систем здания, в том числе в режимах «пожарная опасность», «перевозка пожарных подразделений».

Схожие требования предъявляются к противодымной вентиляции лифтовых шахт, холлов/тамбуров.

По всем результатам обслуживания, переосвидетельствований ведется, заполняется соответствующая техническая документация согласно установленным нормам.

Предлагаем Вам ознакомится с образцами лифтов зарубежных коллег, как видно из видео, этот лифт используются для перевозки пассажиров, но внутри предусмотрен специальный люк, для подразделений пожарной охраны.

Если сотрудникам противопожарной службы понадобится данный лифт, то с помощью специального ключа, он может быть переведен в нужный режим работы “Перевозка пожарных подразделений”.

Ознакомьтесь с видео роликом, так же рекомендуем Вам включить субтитры (для этого выберите сначала Английский,а потом уже перевод на нужный Вам язык).

про пожарные лифты

Вам также может быть интересно:

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/lift-dlya-pozharnyih-podrazdeleniy-normyi-i-trebovaniya/

Правила эксплуатации лифтов

30 августа вступает в силу постановление Правительства РФ от 24.06.2017 N 743. С этого дня начнут действовать новые правила эксплуатации лифтов. Главное нововведение – лифтом можно пользоваться только если сведения о нём включены в реестр.

По новым правилам в каждой управляющей организации должен быть специалист, занимающийся обслуживанием лифтового оборудования. Причём такой специалист сможет приступить к работе только при наличии профильного образования и после сдачи квалификационного экзамена.Ответственность за безопасность лифтов ужесточат

Что меняет ПП РФ N 743

До 30 августа основные требования к эксплуатации лифтов представлены в техническом регламенте Таможенного союза. В этом документе перечислены общие требования к безопасности лифтов. Есть ещё ГОСТы, но они носят добровольный характер.

Ответственность за безопасность лифта, правильную эксплуатацию, подбор обслуживающего персонала лежит на управляющей организации. Скоро у неё появятся новые обязанности.

Так, например, обязательно необходимо будет иметь в штате специалиста по организации эксплуатации лифтов. Это специалист, который знает, как правильно использовать лифтовое оборудование, может выбрать специализированную организацию для заключения договора, в потом проверить её работу. Такой сотрудник должен уметь проводить ежегодные испытания лифта.

Новые правила также предусматривают обязательную подачу данных в Ростехнадзор о постановке лифта на учет для внесения данных о нем в федеральный реестр.

Новые требования будут предъявляться к специализированным организациям. У них в штате должны быть сотрудники, которые прошли обучение и сдали квалификационный экзамен. Данные об этом экзамене заносятся в федеральный реестр, а у сотрудников появляется персональная ответственность за плохую работу.

Помимо квалифицированных сотрудников у специализированной организации должны быть:

  • помещение для хранения инструментов и проведения ремонтных работ,
  • транспорт для перевозки тяжёлых деталей.

Профстандарт: Лифтёр-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъёмных

Что такое безопасное использование лифтов

За безопасное использование лифта отвечает его владелец. Владелец лифта – это управляющая организация, а в домах с непосредственным управлением – специализированная организация, которая заключила с собственниками договор на обслуживание общего имущества.

Чтобы обеспечить безопасное использование лифтового оборудования, нужно регулярно выполнять ряд мер. Первая – соблюдать требования технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования».

Необходимо следить за тем, чтобы фактические параметры лифтового оборудования соответствовали основным техническим данным и характеристикам объекта. Чтобы так и было, нужно проводить осмотры объекта.

Ещё следует организовывать аварийно-техническое обслуживание объекта и проведение технического освидетельствования (один раз в год, можно чаще) объекта в период назначенного срока службы. Когда срок службы объекта истекает, проводится обследование объекта.

Если в ходе технического освидетельствования и обследования обнаруживаются нарушения и неисправности, то владелец лифта устраняет их в указанные в акте технического освидетельствования объекта и заключении по результатам обследования сроки.

Когда лифт застревает, часто бывает, что с диспетчером не получается связаться. Теперь есть законодательно закреплённое требование для владельцев лифтового оборудования – обеспечить должную работу двусторонней переговорной связи.

К сооружениям и техническим устройствам, используемым на объекте, нужно обеспечить беспрепятственный и безопасный доступ квалифицированного персонала.

Еще одна обязанность для владельцев лифтового оборудования – хранить ключи от машинных, блочных, чердачных и других помещений, где размещено оборудование объекта. Выдавать ключи можно только квалифицированному персоналу. Посторонних людей пускать в такие помещения нельзя. А ещё в таких помещениях нельзя хранить оборудование, не связанное с содержанием объекта.

В кабине лифта и на основном посадочном этаже лифта нужно размещать информацию о средствах и способе связи с аварийной службой и правила пользования объектом. Делать это можно различными способами, например, на стендах, в виде табличек или наклеек.

Кроме того, там же придётся разместить следующие сведения:

  • учётный и заводской номер,
  • дату ввода в эксплуатацию,
  • срок службы,
  • дату следующего технического освидетельствования объекта.
Читайте также  Распашные решетки на окнах требования пожарной безопасности

При возникновении угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу граждан и организаций необходимо приостановить использование объекта.

Владелец лифтового оборудования отвечает за соответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов. Распорядительным актом необходимо будет назначить лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта. Такой человек выбирается из числа квалифицированного персонала.

И немаловажное требование, о котором часто забывают: владелец лифта должен обеспечивать электричеством оборудование систем диспетчерского контроля, видеонаблюдения, двусторонней переговорной связи и освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения объекта.Профстандарт: Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности

Когда можно использовать лифт

По новым правилам эксплуатации лифтов, которые вступят в силу 30 августа 2017 года, использовать лифты можно только после принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию (п. 5).

Такое решение принимает уполномоченный орган РФ. Чтобы получить решение, владельцу лифтового оборудования необходимо подать в уполномоченный орган уведомление. Формы уведомлений разработает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Если в уведомлении есть нарушения, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления сообщит о них владельцу объекта.

После получения уведомления уполномоченный орган РФ в течение десяти рабочих дней проводит контрольный осмотр (п. 7).

Контрольный осмотр проводится только если владелец лифта предоставляет следующие документы:

  • сопроводительную документацию объекта;
  • для лифтов – декларацию о соответствии лифта требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;
  • для подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов – акт технического освидетельствования;
  • договоры со специализированной организацией, другие документы, подтверждающие соблюдение требований, предусмотренных п. 17;
  • страховой полис.

Решение о вводе объекта в эксплуатацию принимается по результатам такого осмотра, на его принятие отводится пять рабочих дней. После осмотра в двух экземплярах составляется акт, один экземпляр передаётся владельцу объекта.

Все введённые в эксплуатацию объекты уполномоченный орган вносит в реестр объектов (п. 10). Затем отправляет владельцу объекта информацию о постановке объекта на учёт, указывает его номер в реестре (п. 11).Профстандарт: Диспетчер аварийно-диспетчерской службы

Что делает владелец лифтового оборудования

Владелец объекта проводит работы по монтажу и демонтажу, аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского контроля, ремонтирует объект самостоятельно или привлекает сторонние организации.

В конечном итоге тот, кто проводит перечисленные работы, должен обеспечить наличие в штате квалифицированного персонала. Допускать сотрудников к выполнению соответствующих работ можно только на основании распорядительного акта.

Такое лицо должно быть зарегистрировано как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, иметь распорядительный документ, определяющий структуру управления, выполнять работы по обслуживанию и ремонту объектов в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Распорядительным актом из числа персонала нужно назначить:

  • ответственного за организацию эксплуатации объекта;
  • ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта;
  • электромеханика по лифтам, электромеханика эскалатора и пассажирского конвейера;
  • лифтера, оператора эскалатора, пассажирского конвейера, оператора подъёмной платформы;
  • диспетчера по контролю за работой лифтов.

Аварийно-техническое обслуживание объекта нужно проводить круглосуточно, а порядок проведения таких работ – утвердить распорядительным документом.

Сведения о выполнении осмотров, обслуживании и о ремонте объекта заносятся в журнал периодического осмотра объекта и журнал технического обслуживания и ремонта объекта. Запись делает квалифицированный персонал, выполнивший работы, а заверяет их ответственный за организацию обслуживания и ремонта объекта.

Информация о проведении технического освидетельствования и обследования объекта указывается в его паспорте. Делает это представитель лица, выполнившего техническое освидетельствование или обследование.

Источник: https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/8095/v-avguste-nachinayut-deystvovat-novye-pravila-ekspluatacii-liftov

Лифты в жилом доме

Лифт в жилом доме – незаменимое оборудование, обязательное при наличии более чем пяти этажей. Ключевым отличием конструкций данного типа от других видов подъемных машин является безопасность, простота конструкции и удобство эксплуатации.

Компактные устройства рассчитаны на перевозку сравнительно небольших масс, позволяют транспортировать людей и различные грузы в пределах допустимой грузоподъемности, установленной производителем.

Внутри кабин предусмотрено все необходимое для удобного управления и безопасного ожидания завершения процесса подъема/спуска на нужный этаж.

Типы лифтов в жилых домах

Рассматривая типы лифтов в жилых домах, нужно отметить, что по функциональности, конструктивному и визуальному исполнению для них практически нет ограничений. Они могут быть электрическими или гидравлическими, с шахтами закрытого или открытого типа, с верхней или нижней подвеской, панорамными и других типов. При этом выделяют три основные группы оборудования данного класса:

  • Грузовые лифты. Эта категория предназначена для подъема/спуска тяжелых грузов, масса которых может достигать нескольких тонн. При этом они могут также выполнять функции пассажирских подъемников. Точные характеристики и размеры лифтов грузового типа в жилых домах зависят от требований, предъявляемых к данному оборудованию, и условий его применения.
  • Пассажирские лифты. Компактные установки рассчитаны исключительно на транспортировку пассажиров. Они не предназначены для перевозки легко воспламеняемых или взрывоопасных предметов, а также тяжеловесных грузов. Как правило, их подъемная масса ограничена несколькими сотнями килограммов.
  • Грузопассажирские лифты представляют собой универсальные решения, в которых сочетаются функции и возможности двух предыдущих групп.

Требования к лифтам в жилых домах

Требования к лифтам включают перечень специальных нормативов, которые необходимы для расчета оптимальных технических характеристик и особенностей на основе конструкции обустраиваемого сооружения и условий его эксплуатации. Основными документами, регламентирующими производство и эксплуатацию данного оборудования, являются СП-54.13330.

2011, СНиП-31-06-2009, ГОСТ Р-52941-2008, ГОСТ Р-53770-2010 и другие предписания.
Срок службы лифтов в жилых домах должен составлять не менее 25 лет. По истечении ресурса проводится замена или капитальный ремонт с тестированием на возможность дальнейшей эксплуатации.

Оптимальные параметры, в числе которых скорость движения, предельное число включений за определенный промежуток времени и прочие, устанавливаются индивидуально для конкретной модели оборудования. Ключевыми требованиями являются:

  • Количество лифтов в жилом доме, которое зависит от числа этажей. Здания от 6 до 9 этажей должны оснащаться не менее чем одной шахтой на подъезд. В сооружениях выше девяти этажей требуется установка несколько подъемных машин на подъезд. Дома до 5 этажей включительно могут не оснащаться лифтами.
  • Скорость. В зданиях от 6 до 9 этажей устанавливаются конструкции со средней скоростью перемещения. В более высоких сооружениях монтируются только высокоскоростные установки.
  • Размеры кабины. Ширина, глубина и высота лифта должны составлять, соответственно, не менее 900х1000х2100 мм.Площадка. Для обеспечения комфортного входа/выхода пассажиров перед дверью должно быть предусмотрено свободное пространство не менее 2 м2.

Существуют и другие требования, которые определяют конкретные условия электропитания, обустройства шахт, использования определенных материалов и прочие аспекты, гарантирующие безопасность, надежность и работоспособность в условиях строго соблюдения правил эксплуатации и регламентов обслуживания подъемного оборудования.

Особенности ремонта и технического обслуживания лифтов в жилых домах

Действующие нормативные акты допускают эксплуатацию оборудования исключительно при наличии договоров на обслуживание и ремонт. Помимо условий работы в них определено гарантированное выполнение обязательств только квалифицированными специалистами в соответствии с требованиями сервисных регламентов для конкретного оборудования. Также для этого требуются качественные комплектующие, прошедшие соответствующую сертификацию.

Компания «ЛифтПласт» реализует запчасти для лифтов в жилых домах, которые позволят обеспечить необходимую функциональность, безопасность и надежность подъемных установок. В ассортименте представлены комплектующие детали и расходные материалы для наиболее распространенных современных подъемников. Также у нас можно заказать изготовление запчастей для лифтов в жилом доме по индивидуальным чертежам.

Чтобы получить более подробную информацию, обратитесь к нашим менеджерам.

Источник: http://liftplast.ru/lifty-v-zhilom-dome/

Обслуживание лифтового хозяйства многоквартирного дома: виды ремонтов и ответственные лица

Современные лифты – это обязательный конструктивный элемент многоквартирного жилого дома (в дальнейшем – МКД), обеспечивающий возможность быстрого подъёма на нужный этаж. Для поддержания их в рабочем состоянии должны приниматься специальные меры, включая ремонт и комплексное обслуживание.

Читайте также  Какие требования предъявляются к огнетушителям

Виды ремонтных работ, организуемых в рамках обслуживания

Эти конструкции относятся к классу сложных подъёмных механизмов, поддержанием работоспособности которых должны заниматься специализированные компании.

Для этого по согласованию с жильцами дома их уполномоченным представителем выбирается профильная организация, с которой впоследствии заключается договор на обслуживание лифтов.

5 этапов создания ТСЖ, смотрите по ссылке.

При составлении плана предстоящих работ ответственные сотрудники обслуживающего подразделения должны руководствоваться действующими нормативными актами .

Кто является собственником лифта и кто отвечает за его работоспосбность? Смотрите видео:

Согласно этим документам обслуживание подъёмных механизмов в многоквартирном доме организуется по типовой схеме, включающей в себя следующие пункты:

  • текущий ремонт, связанный с небольшими поломками оборудования;
  • плановое или внеплановое техническое обслуживание;
  • плановый капитальный ремонт.

Рассмотрим каждое из этих технических мероприятий более подробно.

Текущий ремонт

Указанный вид обслуживания относится к работам, обязательным для поддержания лифтового хозяйства любого высотного дома в исправном состоянии.

В рамках такого ремонта устраняются мелкие неисправности и неполадки, вследствие чего пауза в работе подъёмного оборудования МКД не критична для его пользователей.

Обратите внимание: В рамках текущего ремонта также осуществляются действия профилактического характера, сводящиеся к замене ненадёжных или давно устаревших деталей.

Сроки проведения этого вида обслуживания устанавливаются действующими нормативными актами, касающимися работы современного лифтового оборудования.

Техническое обслуживание

Под техническим обслуживанием понимается целый комплекс профилактических мер, включающий в себя следующие обязательные процедуры:

  • периодические осмотры лифтового хозяйства;
  • оперативное техническое обслуживание, связанное с устранением внезапно обнаруженных неполадок (от ремонта оно отличается ограниченностью вмешательства в работу подъёмных механизмов);
  • аварийное обслуживание, связанное с высвобождением из лифтовой кабины застрявших в ней граждан и подобные этому случаи;
  • внеплановый капитальный ремонт.

Далее каждый их этих видов техобслуживания будет рассмотрено отдельно.

Осмотр лифта производится компанией в соответствии с нормативами.

Осмотры

При проведении визуальных осмотров специалисты обслуживающей компании обследуют основные узлы лифтового оборудования МКД, причём особое внимание уделяется автоматическим подъёмным механизмам.

При этом проверяется состояние подводящих кабелей и исполнительных механизмов (электродвигателей, в частности), а также автоматики, отвечающей за функционирование всей системы в целом.

Оперативное и аварийное обслуживание

Согласно действующим нормативам оперативное техническое обслуживание осуществляется по согласованию с заказчиком, но не реже чем один раз год.

Дополнительная информация: В качестве вариантов этого вида обслуживания могут рассматриваться ежемесячный или же ежеквартальный выезд на прикреплённый объект. В сравнении с регулярным осмотром объём выполняемых при таких выездах работ не так велик.

Особенностью аварийного техобслуживания является экстренный характер оказания помощи попавшим в неприятную ситуацию гражданам с последующим восстановлением работоспособности неисправного узла.

Как организовать видеонаблюдение в многоквартирном доме? Смотрите здесь.

Внеплановый капитальный ремонт

Этот вид техобслуживания предполагает полную или частичную замену отдельных механизмов в конструкции лифтового оборудования.

Внеплановый капитальный ремонт предполагает замену важных узлов и механизмов.

Условно он подразделяется на следующие три категории:

  • мелкий, при котором устраняются небольшие неисправности путём замены единичных износившихся элементов или узлов;
  • средний ремонт, связанный с необходимостью поменять такие элементы системы, как тормозной привод, тяговый электродвигатель, его редуктор и другие ответственные узлы системы подъёма;
  • крупный, предполагающий обновление большинства механизмов в сильно износившейся конструкции.

Внеплановый ремонт может быть организован как непосредственно на месте устранения неисправностей, так и в условиях специализированной мастерской (выбор того или иного подхода определяется сложностью предстоящих работ).

При получении заключения о необходимости серьёзного ремонта собственники имеют право настоять на его незамедлительном проведении.

Капитальный ремонт (плановый)

Для этого вида ремонта, проводимого по заранее согласованной программе, необходимо коллективное решение собственников лифта (жильцов МКД).

О функциях и целях создания ТСЖ можно узнать тут.

Подготовка к этому ответственному мероприятию организуется следующим образом:

  • представители управляющей жилой компании должны за полгода до начала работ проинформировать жильцов о возможности проведения капитального ремонта в установленные сроки;
  • собственники лифтового имущества в течение 3-х месяцев обязаны принять решение о необходимости ремонта или об отказе от этого мероприятия;
  • в случае принятия положительного решения коллективное собрание жильцов закрепляет его в письменной форме, после чего оформляется вся необходимая для организации ремонта документация;
  • в том случае, когда собственники не смогли определиться с конкретным решением – сроки капремонта устанавливаются согласно графикам, утверждённым в рамках муниципальной программы.

Проводить капитальный ремонт или замену лифта, теперь зависит от решения жильцов. Смотрите подробности в этом видео:

Для исключения ошибки при выборе компании, специализирующейся на ремонтных работах этого класса рекомендуется ориентироваться на следующие признаки:

  1. Наличие официального статуса ремонтной организации.
  2. Уровень подготовленности (квалификации) ремонтного персонала.
  3. Неукоснительное следование нормативным требованиям (соблюдение стандартов и ГОСТов).
  4. Наличие диспетчерской и аварийной служб, осуществляющих контроль исполнения работ.

В случае если выбранная компания соответствует всем указанным выше признакам – можно смело заключать договор с её представителями.

Ответственность за содержание лифтового хозяйства

В соответствии с жилищным кодексом РФ (статья 36) лифтовые механизмы относятся к имуществу, общему для проживающих в МКД лиц.

Однако согласно действующему законодательству эти лица также должны платить по указанной статье, которая в данной ситуации классифицируется как общедомовые нужды.

Вследствие этого и ответственность за состояние лифтовых механизмов распространяется на всех арендаторов жилых и нежилых помещений, независимо от формы собственности.

В определённой мере эта ответственность ложится и на управляющую компанию (УО), которой доверено контролировать финансовые потоки в части общедомовых нужд.

Как проводится оплата капитального ремонта в многоэтажных домах? Порядок сбора средств смотрите тут.

Но поскольку в её штате не предусмотрены ремонтные службы – представители УО заключают договор на обслуживание лифта с той или иной профильной компанией.

Оплата содержания лифта

Стоимость содержания лифта в МКД обычно складывается из следующих составляющих:

  • оплата за потреблённую электроэнергию;
  • расходы на содержание лифтового механизма, периодически нуждающегося в обслуживании и ремонте;
  • и ные издержки, связанные с эксплуатационными особенностями лифтового хозяйства.

Все перечисленные выше показатели после их суммирования формируют показатель общей для МКД стоимости пользования лифтом.

Обратите внимание: Количество проживающих на этой площади лиц при оплате не учитывается.

Заключение

Резюмируя все ранее сказанное, констатируем, что обслуживанием лифта должна заниматься специализированная служба, с которой управляющей компанией предварительно заключается договор.

Оплата расходов по его содержанию взимается с каждого их жильцов МКД (включая владельцев квартир, расположенных на первых двух этажах).

При этом принятие окончательного решения по формированию суммы платежей за содержание лифтового хозяйства относится к ведению управляющей компании.

Как поменять УК, если она не справляется со своими обязанностями? Ответы тут.

В соответствии с указанным распределением ответственности, при наличии серьёзных замечаний по работе лифта с жалобой можно обращаться в управляющую компанию или напрямую в диспетчерскую обслуживающей организации.

Номер телефона диспетчера обычно указывается на видном месте в пределах лифтовой кабинки.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже: Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Источник: http://ProNovostroyku.ru/yuridicheskie-voprosy/pridomovaya-territoriya/lift-v-mnogokvartirnom-dome.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: