Правила поведения при кораблекрушении

Содержание

Основы безопасности жизнедеятельности6 класс

Правила поведения при кораблекрушении

| Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 6 класса | План проведения занятий на учебный год | Обеспечение личной безопасности на водном и воздушном транспорте

Каждые сутки в нашей стране речные и морские суда перевозят более миллиона человек. Современные корабли оборудованы средствами спутниковой навигации и радиосвязи. За всеми кораблями, находящимися в плавании, осуществляется контроль, и с ними поддерживается радиосвязь.

В настоящее время все пассажирские суда на случай аварии имеют спасательные средства: надувные плоты, шлюпки, спасательные жилеты и костюмы. Всем пассажирам и членам экипажа обеспечены места на спасательных средствах (в шлюпках и на плотах).

Кроме того, существуют международные сигналы бедствия на море, которые подаются терпящими бедствие кораблями, чтобы привлечь к себе внимание и помощь. Получив такой сигнал, капитан любого судна, оказавшегося поблизости, обязан принять все меры, чтобы помочь тем, кто оказался в опасности.

Однако, несмотря на все меры безопасности, и в наши дни ежегодно гибнет до нескольких десятков судов. Основными причинами гибели судов являются столкновения судов в море, возникновение пожара на судне, шторм.

Зачастую беды можно избежать, если соблюдать определённые правила безопасности. Специалисты рекомендуют каждому человеку, поднявшемуся на палубу корабля, знать и соблюдать ряд общепринятых правил. Приведём основные из них.

Находясь на корабле, необходимо помнить, что в настоящее время всем пассажирам и членам экипажа обеспечены места на спасательных средствах. Каждый пассажир должен знать, где ему находиться в случае эвакуации и в какой шлюпке определено его место.

При аварийной ситуации нельзя поддаваться панике. На каждом корабле разработан свой порядок эвакуации, и его необходимо соблюдать.

Каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом. Для этого необходимо изучить инструкцию по его использованию.

Необходимо также знать, что делать при пожарной тревоге. Особенно важно запомнить путь, по которому придётся выбираться на шлюпочную палубу.

Нежелательно прогуливаться по открытой палубе, если она влажная или когда море штормит. Важно также знать расположение судового медпункта.

Следует помнить и о возможном появлении ещё одной неприятности — морской болезни. Морская болезнь возникает при укачивании и сопровождается головной болью, холодным потом, тошнотой и рвотой. Чтобы преодолеть это состояние, специалисты советуют:■ чем-нибудь заниматься, чтобы отвлечься;■ оставаться на свежем воздухе, не находиться на солнце;■ пить очень мало и принимать небольшое количество пищи каждый час, несмотря на отсутствие аппетита.

Как вести себя при кораблекрушении

Не паникуйте, чётко и быстро выполняйте указания капитана и экипажа судна.

Наденьте спасательный жилет, одежду и обувь не снимайте. Возьмите с собой документы, предварительно завернув их в полиэтиленовый пакет.

Быстро, без спешки поднимитесь на верхнюю палубу и по команде экипажа в свою очередь садитесь в спасательное средство (в шлюпку, на плот).

Если сесть в шлюпку (на плот) невозможно, прыгайте в воду с полусогнутыми ногами вниз (спасательный жилет на вас надет), закрыв одной рукой нос и рот, а другой обхватив себя за пояс, чтобы не сорвало спасательный жилет. Оказавшись в воде, отплывите от борта корабля. Постарайтесь подплыть к другим людям, при необходимости примите участие в совместных действиях по спасению и оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Увидев шлюпку, в которой есть свободные места, подплывите к ней — вам помогут на неё подняться. Если в шлюпке нет мест, попросите бросить вам трос (фал, канат), обвяжитесь им под мышками и плывите за шлюпкой.

Находясь в шлюпке (на плоту) при сильном солнечном облучении, защищайте голову и открытые участки тела.

Рационально используйте аварийный запас воды и провизии. Не теряйте надежды на спасение.

Проверьте себя■ Как обеспечивается безопасность перевозки пассажиров речными и морскими судами?■ Должен ли пассажир сам в определённой степени заботиться о своей безопасности и что для этого требуется?

■ Перечислите общие правила безопасности, которые должен соблюдать пассажир, поднявшись на борт корабля.

После уроков

Подготовьте небольшое сообщение на тему «Морская болезнь, причины её возникновения и профилактика». При ответе используйте текст параграфа, информацию из сети Интернет и специальную литературу.

Назовите возможные причины опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном. Посоветуйтесь с родителями и выберите наиболее часто встречающиеся опасные ситуации. Составьте план своих действий в этих ситуациях и коротко запишите его в дневник безопасности.

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте

Авиационный транспорт — это наиболее современный и удобный вид транспорта. Самолёты обладают большой скоростью полёта и могут доставить пассажиров в заданную точку за считанные часы.

Удобство полёта и быстрота прибытия к месту назначения делают авиационный транспорт всё более привлекательным.

На земле за безопасность полёта отвечают десятки высококвалифицированных авиационных специалистов. Это прежде всего инженеры и механики, которые готовят самолёт к вылету, это специалисты диспетчерской службы, которые обеспечивают управление самолётом на земле и в воздухе, это специалисты ОО метеослужбы, готовящие прогноз погоды на аэродромах взлёта и посадки и на маршруте полёта самолёта, это специалисты, поддерживающие непрерывную, надёжную связь с экипажем самолёта.

Управляют воздушными лайнерами, перевозящими пассажиров, авиационные специалисты (лётчики, штурманы, радисты, бортинженеры), которые способны привести самолёт в любой пункт назначения в сложных метеоусловиях, в любое время года, днём и ночью.

Каждый самолёт оборудован специальными средствами, обеспечивающими безопасность пассажиров в полёте в случае возникновения опасной ситуации.

Для обеспечения личной безопасности пассажиры должны выполнять ряд требований. Рассмотрим наиболее характерные из них.

Подготовка к взлёту

Ручная кладь должна быть размещена под сиденьем впередистоящего кресла. Не размещайте ручную кладь у аварийных выходов и в проходах.

Полка над вами предназначена для верхней одежды и личных вещей.

Заняв своё место в салоне, убедитесь, что откидной столик перед вами закрыт, а спинка кресла приведена в вертикальное положение. Откройте шторки на иллюминаторах. Пристегните и туго затяните ремни.

Внимательно прослушайте информацию стюардессы о правилах поведения, средствах безопасности на борту самолёта и об аварийно-спасательном оборудовании: аварийных выходах, их расположении, обозначении.

Запомните правила использования кислородной маски, которые вам объяснили (на борту самолёта для каждого пассажира предусмотрена кислородная маска). Стюардесса объяснит вам, как пользоваться кислородной маской в случае разгерметизации самолёта в воздухе.

Читайте также  Огнетушители их классификация и правила использования

Стюардесса покажет, как пользоваться спасательным жилетом в случае аварийной посадки самолёта на воду. Запомните также, где находится спасательный жилет (в панели над вашим креслом или под сиденьем вашего кресла в зависимости от типа самолёта).

Рекомендации но безопасному поведению при возникновении аварийной ситуации

В случае разгерметизации салона самолёта в воздухе немедленно наденьте кислородную маску, пристегните ремни и приготовьтесь к экстренному снижению. Для активации маску перед надеванием необходимо резко потянуть.

При аварии на взлёте примите безопасную фиксированную позу: согнитесь и плотно сцепите руки под коленками; голову наклоните к коленям как можно ниже; ноги уприте в пол, вытянув их. В момент удара сгруппируйтесь и напрягите тело.

Перед взлётом не забудьте привести спинку кресла в вертикальное положение!

Не покидайте своего места до полной остановки самолёта.

При пожаре в самолёте

Современные самолёты оборудованы надёжными средствами пожаротушения. В случае возгорания экипаж примет все меры, чтобы потушить огонь и посадить самолёт на ближайший аэродром.

В случае пожара выполняйте команды экипажа. После приземления самолёта постарайтесь быстрее покинуть его, защитите себя от жара и дыма одеждой, к выходу пробирайтесь пригнувшись, дышите, закрыв рот и нос материей (платком, рукавом), ручную кладь с собой не берите.

При аварийной посадке самолёта

Если экипаж самолёта примет решение произвести вынужденную посадку, вы будете своевременно оповещены об этом.

В случае аварийной посадки необходимо выполнять указания командира корабля и экипажа.

Если сможете, наденьте верхнюю одежду: она защитит от травм. Сгруппируйтесь, напрягите тело, стараясь удержаться на месте во время резкого торможения самолёта после его приземления.

Не вставайте с кресла до полной остановки самолёта и соответствующей команды экипажа.

После остановки самолёта покиньте его, используя аварийный выход. Отойдите от самолёта на безопасное расстояние (не менее 100 м).

При аварийной посадке самолёта на воду необходимо надеть спасательный жилет и надуть его непосредственно перед тем, как покинуть самолёт.

Самым опасным в аварийной обстановке является паника. В большинстве случаев паника возникает, когда люди не готовы к аварийной ситуации и не умеют мобилизовать себя на спокойные, обоснованные действия в сложившейся обстановке.

Поэтому, оказавшись в самолёте, стоит подумать, что вы будете делать в различных опасных ситуациях. Это позволит вам, если вдруг наступит аварийная ситуация, более спокойно действовать и найти благополучный выход.

Знание того, как вести себя, порождает уверенность в своих силах и поможет выбрать верное решение.

Проверьте себя■ Почему так привлекателен воздушный транспорт для дальних путешествий? Обоснуйте свою точку зрения.■ Кем и как обеспечивается безопасность перевозки пассажиров воздушным транспортом?■ Ваш самолёт потерпел аварию при крушении или посадке. Ваши действия по сохранению собственной жизни в подобной ситуации?

■ Почему к пассажирам воздушных лайнеров предъявляются повышенные требования по соблюдению безопасности?

После уроков

Подготовьте сообщение на тему «Средства безопасности, имеющиеся на борту самолёта, и правила их использования». При ответе можно использовать сеть Интернет и специальную литературу.

Ваш самолёт потерпел аварию при крушении или посадке. Ваши действия по сохранению собственной жизни в подобной ситуации?

Источник: http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_06/obzh_materialy_zanytii_06_16.html

Кораблекрушение

Мировой морской флот за год теряет в среднем 200 — 250 судов, аварию терпят свыше 8000 (вместимость более 500 рег. т). Доля России — около 40 аварий в год на морях и около 30 — на реках.

Первая проблема, встающая при кораблекрушении,— паника. Командир и члены экипажа обязаны подавить её любыми средствами. Это должен быть неожиданный и сильный раздражитель: звук, боль, личный пример, угроза и т.д. Паника редко начинается сразу у нескольких человек, зачинщиком обычно является один. Поэтому лучшее средство от неорганизованной попытки спасения — упреждающее внимание к потенциальным паникерам.

Расчёты показывают, что вероятность спасения при организованном оставлении судна выше панического от 4 до 47 раз (в зависимости от спасательного плавсредства). Решение об оставлении принимает только капитан. Посадка в шлюпки и на плоты производится только по команде с мостика.

Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить (желательно и ногами, проделав путь несколько раз) дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу. Во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

В первую очередь предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам. Разрешается брать с собой: документы, спички или зажигалку, одеяло, личные лекарства, деньги. Все другие предметы и личные вещи брать с собой запрещено. Опыт кораблекрушений показывает, что в основе этических правил лежит целесообразность. В конечном счёте это вопрос оптимальной стратегии действий, при которой выигрывают все. Капитан в любом случае покидаёт судно последним.

В открытом море на спасательных средствах должны соблюдаться два основных принципа: всем шлюпкам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути. Относительную близость берега можно определить по появлению на воде веток с листьями, по поведению некоторых видов чаек и т.д.

Стрессоры выживания, которые должен принять в расчёт командир — боль, жажда, голод, переутомление и страх в условиях холода, жары или одиночества. Организуя жизнь потерпевших, надо помнить, что от 50 до 75% впадут в буйную истерику или прострацию и лишь 12 — 25% смогут действовать разумно и решительно. Опираясь на них, нужно немедленно оказать помощь пострадавшим и поддерживать порядок.

Один из морских учебников России подчеркивает особую опасность безделья: „Нужно помнить, что безделье переключает человека на собственные мысли и переживания, приводит к унынию, ослаблению воли к борьбе и, в конечном счёте, к уменьшению вероятности выживания. Поэтому людей нужно чем-нибудь занять — такелажными работами, рыбной ловлей, приведением в порядок одежды, рассказами и т.д. …Назначить поочерёдное несение круглосуточных вахт по наблюдению за горизонтом, водой, воздухом и для охраны запасов воды и пищи“.

Общее представление о картине действий при кораблекрушении даёт сводная таблица процедур по выживанию (в редакции ИМКО).

Высадка  с  судна

  • Надеть побольше одежды, включая перчатки, берет, сверху — защитный костюм из водонепроницаемой ткани.
  • Правильно надеть спасательный жилет.
  • Бросить плот и вытянуть линь.
  • По возможности высадиться сухим.
  • Если вынуждены прыгать, то желательно с высоты не более 5 метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет.
  • Так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плыть только к спасательному средству.
  • Если позволяют обстоятельства, погрузить одеяла и дополнительные одежды. Если возможно, погрузить аварийное радио. Если позволяют обстоятельства, погрузить дополнительно питьевую воду.
  • Собрать все обломки, которые могут пригодиться.

Погрузка  и  первые  24  часа

  • Помочь потерпевшим при погрузке.
  • Перерезать линь.
  • Спустить плавучий якорь.
  • Обеспечить связь с другими плавсредствами.
  • Закрыть входные отверстия спасательного плота, если холодно или бурное море.
  • Надуть днище плота.
  • Проверить, нет ли утечек. Закрыть пробками.
  • Принять таблетки от морской болезни.
  • Собрать воду.
  • Проверить, чтобы все снаряжение было надёжно закреплено во избежании потери в случае опрокидывания.
  • В холодном климате делать упражнения; чтобы сберечь тепло, держаться вместе.

А также: выставить вахтенного, спасательные средства подготовить к использованию. В первые 24 часа могут пить только больные и раненые.

Спустя  первые  24  часа

  • Часто проветривать плот.
  • В жарком климате спускать днище днём и надувать ночью. Днем увлажнять одежды. Смачивать водой наружную оболочку тента, чтобы снизить температуру внутри плота.
  • Держать ноги по возможности сухими. Поднимать ноги и двигать ими регулярно, сняв обувь.
  • Вахтенные должны защищаться от обморожения или солнечных ожогов, прикрывая все участки кожи.
  • Сохранять дымовые шашки и ракеты до момента, когда будет реальная возможность, что они будут замечены.
  • Поручить одному человеку их применение. Не применять их все вместе в надежде обнаружить себя.
  • Прежде чем собирать дождевую воду из соответствующих отсеков, убедитесь, что там нет солевых осадков.
  • Сохранять жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения увлажнять одежды днём и защищаться от солнца.
  • Строго рационировать воду: 500—600 мл в день на человека, поделенные на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером.
  • Никогда не пить морскую воду или мочу.
  • Есть только аварийный запас. За исключением вынужденной необходимости не есть морских рыб или птиц, если не имеется достаточного запаса питьевой воды.
  • В холодном климате одежда с умерших снимается и делится между выжившими.
Читайте также  Обработка бактерицидной лампы правила

В добавление к сводной таблице надо отметить, что алкоголь, вопреки распространённому мнению, не только не помогает, но и сильно затрудняет выживание как в холоде, так и в жаре; и что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней.

При рационе 500—600 миллилитров воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьёзных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.

История катастроф знает немало случаев автономного выживания. Летчик И. Куницын, катапультировавшийся над Баренцевым морем, сорок часов греб руками на надувной лодке в мокрой одежде при температуре воздуха 4—6°С и остался жив. ЛетчикВ.

Смагин за семь часов в Белом море при такой же температуре на надувной лодке, которую то и дело переворачивало, достиг берега. Известны сотни случаев многодневного выживания.

Но, увы, есть и другие примеры, когда люди гибли, не израсходовав запасов воды, не защитив себя даже имеющимися средствами.

Французский врач Ален Бомбар, пересекший на надувной лодке в 1952 году Атлантический океан за 65 суток без запасов воды и пищи, писал: „Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха“.

…За год на нашей планете в кораблекрушениях гибнут в среднем около двух тысяч человек. Непосредственной опасности подвергаются примерно шесть тысяч человек. Это значит, что для подавляющего числа людей реальный риск гибели на море практически отсутствует. Однако опыт выживания при кораблекрушениях человечество собирало столетиями, обошелся он дорого и не может быть лишним для внимательного читателя.

Хотя бы потому, что логика выживания универсальна, и в этом смысле все крушения проходят по одной программе. От тонущего корабля мало чем отличается, например, терпящее бедствие промышленное предприятие, несчастливая семья, а то и целое государство.

Источник: http://1stsafe.ru/index.php?pid=1213

Правила поведения и порядок действий потерпевших кораблекрушение оказавшихся за бортом в холодной воде открытого моря, действия при судорогах

Правильные и рациональные действия потерпевших, попавших в холодную воду, соблюдение ими определенных правил поведения, направленных на уменьшение отдачи тепла, позволяют экономично использовать наличные и резервные возможности организма в схватке с холодом, что в итоге увеличивает продолжительность жизни потерпевших. 

Каковы должны быть действия и правила поведения потерпевших кораблекрушение, попавших в холодную воду? Прежде чем перечислить их, следует заметить, что человек, оказавшийся в холодной воде после оставления гибнущего судна или корабля, может погибнуть гораздо раньше, чем наступит гипотермия. Одна из причин фатальных исходов – нарушение функции внешнего дыхания, обусловленное обширным раздражением холодовых рецепторов кожи.

Оно проявляется стремительно развивающейся усиленной вентиляцией легких (гипервентиляцией). При быстром погружении в холодную воду гипервентиляция значительно увеличивает риск смерти, так как при плавании в дыхательные пути потерпевшего может попасть вода. Кроме того, у находящегося в холодной воде существенно уменьшается время произвольной задержки дыхания. Поэтому, оказавшись по какой-либо причине под водой, пострадавший может непроизвольно сделать вдох и погибнуть.

Результаты проведенного эксперимента, в котором участвовали испытатели-добровольцы (мужчины), показали, что гипервентиляцию легких, возникающую сразу вслед за погружением в холодную воду, можно значительно уменьшить с помощью постепенного (поэтапного) вхождения в нее. Для этого необходимо вначале опуститься в воду до пояса и находиться в этом положении не менее 30 секунд, а потом полностью погрузиться и плыть.

Вероятно, при поэтапном погружении у потерпевших успевают сформироваться срочные адаптационные механизмы, физиологическое значение которых связано со значительным смягчением, ослаблением воздействия холода на организм. На наш взгляд, в программы по обучению выживанию при катастрофах на море целесообразно включить обучение способу поэтапного погружения в воду. Он в ряде случаев поможет сохранить жизнь потерпевших.

Порядок действий и поведения потерпевших кораблекрушение оказавшихся за бортом в холодной воде

В том случае, когда рядом нет спасательных средств (плотов, шлюпок) и скорая помощь не предвидится, необходимо сократить движения до минимума. Это поможет избежать конвективных теплопотерь. Плавание считается целесообразным только в том случае, если условия, а, главное, температура воды позволяют добраться до берега или спасательного средства.

Установлено, что человек в обычной промокшей одежде способен преодолеть вплавь не более 1500 метров. Максимальные расстояния, которые человек в зависимости от температуры воды может проплыть без серьезного ущерба для здоровья, представлены в таблице ниже.

Максимальное расстояние, которое может преодолеть вплавь человек при различной температуре воды

Не следует переворачиваться на спину, если индивидуальное спасательное снаряжение в области шеи и головы имеет недостаточную изоляцию. Нельзя делать попыток удержать тело в горизонтальном положении на поверхности. В этом случае периодические погружения головы в воду неизбежны, что значительно увеличит теплопотери. Голову следует держать как можно выше над водой, так как 50–75 % всех теплопотерь приходится на ее долю.

В целях уменьшения поверхности, отдающей тепло, и защиты участков тела, интенсивно отдающих тепло, необходимо принять «позу эмбриона». Ноги согнуты в коленях, руки и ноги прижаты к туловищу. Исследования, проведенные канадскими исследователями, показали, что в случае такого поведения, человек может продержаться в воде с температурой +10 градусов около 4 часов, в то время как находясь без движения с раскинутыми руками и ногами – до 2,5 часов. А плавая в горизонтальном положении – всего 1,5 часа.

Находясь в воде, не нужно снимать с себя и сбрасывать одежду, даже мешающую движениям. При плавании со спасательным нагрудником или жилетом надо помнить, что они обладают по крайней мере двойным запасом плавучести и кажущаяся тяжелой намокшая одежда не может существенно ухудшить положение потерпевшего. Многочисленные примеры аварийных ситуаций свидетельствуют о том, что даже полностью намокшая одежда частично защищает от охлаждения в воде.

Так, человек в обычной намокшей одежде в воде с температурой +5,3 градуса теряет тепла на 25 % меньше, чем обнаженный. Шерстяная одежда существенно уменьшает теплоотдачу в воде. Температура кожи при этом сохраняется на 4–5 градусов выше, чем у обнаженного человека.

Людям, терпящим бедствие в воде и находящимся в непосредственной близости друг от друга (к этому нужно стремиться), следует держаться вместе. Для этого необходимо соединить спасательные жилеты с помощью линя или плотно прижаться боками, насколько это позволяют индивидуальные спасательные средства, положить руки друг другу на плечи и как можно плотнее переплести ноги. Если потерпевших много, удобно группироваться по 3 человека. Благодаря этому охлаждение тела значительно уменьшается.

Порядок поведения при возникновении судорог в холодной воде

Нередко во время нахождения в холодной воде у потерпевших возникают судороги отдельных мышц. Они болезненны, но не опасны, если терпящий бедствие владеет приемами поведения, позволяющими устранить их.

Если у потерпевших кораблекрушение при нахождении в холодной воде появились судороги :

1. В мышцах обеих ног – нужно лечь на спину и работать одними руками, по возможности пытаться растереть и промассировать мышцы, сведенные судорогой.2. В мышцах бедра – следует согнуть ногу в коленном суставе и рукой прижать пятку к ягодице.3. В икроножных мышцах – рекомендуется разогнуть ногу в коленном суставе и рукой подтянуть к себе пальцы стопы.4. В мышцах рук – надо плыть на спине, работая одними ногами, при этом руки приподнять, а кисти непрерывно сжимать и разжимать.

Читайте также  Правила противопожарной безопасности для школьников

5. В мышцах живота – необходимо лечь на спину, согнуть ноги в коленных суставах и энергично подтянуть их к животу.

Источник: https://survival.com.ua/pravila-povedeniya-poterpevshih-korablekrushenie-holodnoy-vode-sudorogah/

Как спастись с тонущего корабля

Водный транспорт считается одним из самых безопасных видов путешествия. Это если верить статистическим исследованиям. Однако, опираясь на ту же статистику, кораблекрушения – дело не редкое. Ежегодно от 100 до 150 кораблей терпят бедствие, и более 1000 жизней теряются в морской пучине. Так что, отправляясь в круиз, стоит подготовиться и узнать, как нужно спасаться, если корабль вдруг начнет тонуть.

Перед отплытием

 1.    Прежде чем отправляться в морское путешествие, наведите справки о транспортной компании: изучите историю на предмет катастроф и в обязательном порядке выясните, обладает ли фирма лицензией на перевозку пассажиров. Если закрались сомнения – лучше выбрать другую компанию.

 2.    Осмотрите судно критичным взглядом. Внушает ли доверие внешнее состояние корабля? Наличие ржавчин и вмятин может намекать на халатность экипажа и плохое состояние транспорта – это может отразиться и на других проблемах, не видных глазу.

 3.    Перед отплытием капитан, или другой представитель корабельной команды, обязан провести инструктаж – как действовать в экстремальной ситуации. Слушайте внимательно и будьте дотошным в случае, если почувствуете, что вам рассказали не все – задавайте вопросы и требуйте ответы. Главное, что вы должны узнать – количество спасательных средств и их местонахождение. Требуйте показать их вам воочию.

 •    Имейте в виду – по правилам, спасательных жилетов должно быть не меньше, чем людей на борту. Кроме того, у каждого жилета есть свой срок годности, который составляет не более 5 лет – после этого он теряет свои плавучие свойства. Обратите на это пристальное внимание.  

 4.    Не откладывая на потом, изучите план эвакуации. И не просто ознакомьтесь, а проделайте путь к спасению несколько раз, пока ноги сами не запомнят куда идти – это поможет вам быстро сориентироваться и не заблудиться в случае катастрофы, когда вокруг будет царить паника и метушня.

Что делать если корабль начал тонуть

 1.    Если вы попали в кораблекрушение, первейшее что вам нужно сделать – подавить приступ паники. Как показывает опыт, паническое состояние – главный враг в любой экстренной обстановке, и причина большинства жертв. Поэтому, что бы ни случилось – возьмите себя в руки, включите мозг и действуйте. О том, как подавить панику во время катастрофы мы уже писали ранее, советуем онакомиться.

 2.    Если позволяет время (а погружение судна под воду может занять от нескольких минут до пары часов), оденьте на себя как можно больше одежды.

Не стоит опасаться, что многослойное обмундирование утянет вас на дно – на поверхности водной глади вас будет удерживать спасательный жилет. Оказавшись в воде, одна из главных угроз для жизни – это переохлаждение.

Дополнительная одежка поможет сберечь больше тепла, а значит – увеличит ваши шансы быть спасенным до того как окоченеете.

 •    Наше тело интенсивней всего теряет тепло через голову, шею, пах и ступни. Утеплите эти части наиболее тщательно. Даже если вы отправляетесь в теплые края, захватите с собой шапку, шарф и теплы носки. На всякий случай.

 3.    Надевайте спасательный жилет только тогда, когда окажитесь на палубе – он вам не поможет в замкнутом пространстве каюты, а только усугубит ситуацию, так как не позволит маневрировать и передвигаться в затопленном помещении.

 4.    Оставайтесь как можно дольше на корабле – не прыгайте за борт раньше времени. Помните – чем больше времени вы будете оставаться сухим, тем меньше вероятность замерзнуть насмерть. В любом случае, команду «покинуть корабль» озвучивает капитан, а до этого момента держитесь подальше от воды.

 5.    Если пришло время покидать судно, помните о том, что прыгать в воду можно с высоты, не превышающей 5 метров – в ином случае, столкновение с морской гладью грозит оглушением и потерей сознания. Прыгать нужно «солдатиком», выпрямив тело и ноги в одну прямую вертикальную линию. При этом одной рукой нужно прижать рот и нос, вторую – плотно прижать к туловищу.

 •    Если прыгать предстоит прямиком в надувную спасательную шлюпку, то делать это нужно боком, а никак не ногами вперед – иначе есть риск повредить обшивку, тем самым подвергая себя и других смертельной опасности.

 6.    Оказавшись в воде, нужно как можно скорее отплыть подальше от тонущего судна, желательно на расстояние не менее 50 м. Это стоит сделать по нескольким причинам:

  • корабль, погрузившись в воду, в зависимости от своей массы, скорости и характера погружения, может создать над собой воронку, которая способна затянуть вас вслед за тонущей махиной;
  • при погружении в воду из корабля будут вырываться пузыри воздуха, создавая эффект «джакузи». Считается, что пенистая вода обладает меньшей плотностью, от чего объекты в ней быстрее тонут. И хоть разрушители легенд своими опытами опровергли этот миф, они доказали – в пенистой воде практически невозможно плавать, а волны пены вполне могут помочь захлебнуться, даже находясь на поверхности;
  • в зависимости от характера повреждения корабля, существует вероятность утечки топлива и его последующего возгорания. Как понимаете, лучше быть подальше от огнеопасного пятна;
  • отплыть от корабля стоит еще и за тем, чтобы вы не оказались под ногами других прыгунов.

 7.    Оказавшись в воде, экономьте движения и не мотайтесь туда-сюда понапрасну – плывите только к цели: шлюпка, плот, обломки, на которые можно взобраться. Если ничего полезного поблизости нет, а жилет не дает утонуть, примите позу младенца: согните колени и прижмите к туловищу, обхватив их руками – в таком положении вы сохраните больше тепла.

 8.    Не нужно пытаться доплыть до берега, даже если он маячит на горизонте. Земля начинает виднеться на расстоянии 7 км – проплыть такое расстояние неподготовленному человеку в состоянии стресса практически невозможно. При кораблекрушении нельзя удаляться от места катастрофы, а выжившие должны собраться в одну группу – это увеличит шансы отыскать вас во время спасательной операции.

 9.    Имейте в виду – морскую воду нельзя пить ни в коем случае. Она не только не спасет от жажды, но вызовет еще большее обезвоживание организма, не говоря уже о пагубном влиянии на желудок и почки. В случае чего, держите в голове мысль о том, что без воды человек может продержаться около недели, а без еды более месяца. За это время, вас должны уже спасти.

Напоследок хотим еще раз отметить – уравновешенное психическое состояние во время катастрофы крайне важно для выживания. Ожидая помощи, сделайте все возможное, чтобы не впасть в панику – думайте только о спасении, о том, как остаться в живых ради себя и своих близких. Берегите себя.

Источник: http://kaknado.com.ua/kak-spastis-s-tonushhego-korablya/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: