Нормы первичных средств пожаротушения для образовательных учреждений

Содержание

Пожарная безопасность в образовательных учреждениях

Нормы первичных средств пожаротушения для образовательных учреждений
Данный раздел курируется ресурсным центром Санкт-Петербургского Пожарно-спасательного колледжа

Материал носит справочно-информационный характер. Разработанные Вами документы по пожарной безопасности необходимо согласовывать с региональными органами Госпожнадзора МЧС РФ

Пожарная безопасность — состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно — техническими мероприятиями.

Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства, порядок содержания помещений и территорий, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

Меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

 

Образовательные учреждения, объединяющие обучающихся и учителей, придают обучению социальный характер, оказывая наиболее глубокое влияние на обучаемых. Привитию учащимся основных навыков пожарной безопасности должно уделяться пристальное внимание, а раздел «Пожарная безопасность в образовательном учреждении» должен изучаться со всей ответственностью, наравне с остальными предметами.

Занятия на пожарную тематику призваны воспитывать у обучающихся чувство ответственности, учить их осторожному обращению с огнем, различными электрическими приборами и средствами бытовой химии.

Пожарная безопасность в учебном заведении должна быть объектом пристального внимания, разъяснительная работа помимо занятий с обучающимися, включает в себя беседы с их родителями, изготовление плакатов на противопожарные темы, организацию тематических викторин, встречи с работниками МЧС, знакомство с пожарной техникой и т.д.

Пожарная безопасность в учебном заведении должна строго соблюдаться всеми обучающимися, руководителями, учителями, обслуживающим персоналом и прочими работниками.

Руководители учебного заведения и ответственные за пожарную безопасность лица, должны пройти обучение в образовательных учреждениях, которые входят в структуру МЧС или в организациях, имеющих лицензии МЧС. 
 

Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89

Окончание. Начало в № 102

Утверждены Госкомобразования СССР 10 мая 1989 г.

Программа и порядок
проведения противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений

Для изучения правил пожарной безопасности все работники детских учреждений должны проходить противопожарный инструктаж (вводный, первичный и повторный). Вводный и первичный инструктажи проводятся со всеми вновь принимаемыми на работу, с сезонными и временными работниками, а также со студентами, прибывшими на практику.

При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены: с общими мерами пожарной безопасности, с возможными причинами возникновения пожаров и мерами их предотвращения, с практическими действиями в случае возникновения пожара. Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда (технике безопасности).

О проведении вводного противопожарного инструктажа и проверке знаний производится запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого. Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте.

При этом инструктируемые должны быть ознакомлены: с конкретными мерами пожарной безопасности при проведении занятий в кабинете, лаборатории, мастерской и выполнении определенных видов работ; с планом эвакуации и порядком действий в случае возникновения пожара; с образцами всех имеющихся в детском учреждении первичных средств пожаротушения, оповещения людей о пожаре, знаками безопасности, пожарной сигнализации и связи.

Повторный инструктаж должны проходить все работники не реже одного раза в шесть месяцев. О проведении первичного и повторного инструктажей делается запись в журнал по охране труда (технике безопасности).

Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся на объекте средств пожаротушения и ознакомлением инструктируемых с мерами пожарной безопасности в быту.

Программа
обучения учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности

Тема 1. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях Тема 2. Огонь – друг и враг человека Тема 3. Причины возникновения пожаров Тема 4. Противопожарный режим в детском учреждении Тема 5. Берегите жилище от пожаров Тема 6. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности Тема 7. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

Тема 8. Что нужно делать при пожаре

Обучение учащихся и воспитанников детских учреждений правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к социалистической собственности, оказания практической помощи взрослым в сохранении социалистической собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия проводятся классными руководителями, учителями, воспитателями, преподавателями и мастерами производственного обучения. К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны. Порядок проведения и темы занятий определяются руководителем детского учреждения. Занятия по изучению правил пожарной безопасности следует проводить с учетом возраста учащихся и воспитанников. С учащимися V–VIII классов материалы программы изучаются в сокращенном объеме. С учащимися I–IV классов и детьми старшего дошкольного возраста проводятся беседы по предупреждению пожаров в школе и дома. На занятиях по обучению учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности следует изучить следующие темы.

Тема 1. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях

Советская пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных). Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства – всенародное дело. Предупреждение пожаров – основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.

Тема 2. Огонь – друг и враг человека

Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

Тема 3. Причины возникновения пожаров

Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях: детская шалость со спичками и другие виды детской шалости (незатушенные угли, шлак, зола, костры); неосторожность при курении; нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, газовых приборов и печей; самовоспламенение веществ при хранении и использовании. Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка – основные причины возникновения пожаров в электроустановках. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Понятие о пожарной профилактике.

Читайте также  Выход на кровлю пожарные нормы

Тема 4. Противопожарный режим в детском учреждении

Противопожарные требования территории, зданий и помещений. План эвакуации людей при пожаре. Правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Противопожарный режим в кабинетах химии, физики, биологии, в производственных мастерских и при проведении культурно-массовых мероприятий.

Тема 5. Берегите жилище от пожаров

Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, использования керосина, бензина и других горючих жидкостей для растопки печей; оставления без присмотра топящихся печей, включенных телевизоров, электро- и радиотехнических приборов и газовых плит, сжигания мусора вблизи строений и т.д. Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности; незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.

Тема 6. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности

Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря. Места установки, правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки.

Тема 7. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

Основные сведения об автоматических установках пожаротушения. Спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

Тема 8. Что нужно делать при пожаре

Правила поведения людей при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, оповещение людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.

Заместитель председателя Госкомитета СССР по народному образованию Л.ТЕРЕЩЕНКО 10 мая 1989 г. Согласовано Первый заместитель начальника Главного управления пожарной охраны МВД СССР И.КИМСТАЧ 5 мая 1989 г. Согласовано Секретарь ЦК профсоюза работников народного образования и науки В.БЕРЕЗИН

20 апреля 1989 г.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

«Первое сентября»

Источник: http://ps.1september.ru/article.php?id=200403118

Нормы для расчета первичных средств пожаротушения

Заботясь о противопожарной безопасности, в помещениях размещают огнетушители, ящики с песком, бочки с водой и другие приспособления. При этом необходимо соблюдать требования к первичным средствам пожаротушения. Надо знать, где их устанавливать, уметь провести правильные расчеты.

Что влияет на нормы размещения

В ситуации, когда источники воды находятся далеко или воспользоваться ими невозможно, на помощь приходят первичные средства пожаротушения. К ним относят внутренние пожарные краны (ПК), песок, воду, огнестойкие покрывала и другие средства.

Они помогают погасить огонь в первые минуты, не дать ему распространиться по зданию. Пользоваться первичными средствами пожаротушения крайне легко. Этому не надо долго учиться, достаточно пройти инструктаж любому человеку, даже ребенку.

Нормы оснащения зависят от нескольких параметров:

  • площади, на которой должны быть размещены средства;
  • категории помещения по взрывоопасности и пожароопасности;
  • что именно может загореться внутри (класс пожара).

Прежде чем начинать расчеты и отслеживать нормы, надо определить категорию помещения, проанализировать, что в нем хранится. От этого будет зависеть, является ли помещение пожаро или взрывоопасным.

Как требуют нормы, первичные средства пожаротушения закрепляют на щитах и устанавливают в шкафах. Щиты навешивают, если в здании не предусмотрен внутренний водопровод, а гидрант находится на расстоянии более 100 м или его вовсе нет. Какой щит устанавливать, и какие для него выбирать инструменты, зависит от наиболее вероятного класса пожара.

Достаточно простое определение необходимого количества первичных средств пожаротушения происходит с помощью таблиц, приведенных в приложении № 3 к правилам ППБ 01-03. С их помощью осуществляют расчеты.

Знак двойного плюса «++» означает, что данное средство пожаротушения надо использовать в первую очередь. Если же оно отсутствует по объективным причинам, то можно применять первичные средства, обозначенные одним плюсом. Средства, напротив которых стоит прочерк «-», использовать нельзя.

По нормам для замкнутых небольших комнат, подсобок объемом не более 50 куб. м. переносные огнетушители можно заменить или дополнить самосрабатывающими порошковыми. Зачастую их устанавливают там, где редко бывают люди. Они срабатывают при нагревании до порядка 100°.

Как воспользоваться таблицей

Чтобы воспользоваться таблицами для расчётов, надо знать, к какой категории принадлежит строение, и разбираться в классах пожара. Если взять для примера клуб площадью 800 кв. м и пожар А (горение твердых веществ), то для него потребуется минимум 4 пенных огнетушителя объемом 10 л.

Или потребуются порошковые средства пожаротушения, вместимостью 5 л (масса соответственно 4 кг) в таком же количестве. Как видно, расчет прост. Чтобы не противоречить нормам, можно взять средство с запасом.

Существуют 5 основных классов пожаров:

  • горение твердых веществ (ткань, дерево, бумага, пластмасса) A;
  • воспламенение горючих жидкостей и сжижаемых твердых тел B;
  • воспламенение газов C;
  • горение металлов D;
  • воспламенение электрических приборов и установок E.

Случается, что в помещении высока вероятность возгораний нескольких типов. В этом случае выбирают более универсальные огнетушители. Рекомендуется на каждом этаже общественного здания размещать минимум 2 огнетушителя.

Площадь небольших помещений можно суммировать, если между ними есть проход. И проводить расчеты с учетом просуммированного результата.

В соответствии с видом вероятного пожара выбирают не только огнетушители, но и пожарные щиты. Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения на щитах приведены в приложении к регламенту ППР-390.

Некоторые помещения разрешено не оснащать первичными средствами пожаротушения и не производить для них расчеты. Например, если площадь склада составляет менее 100 кв. м, он не пожароопасный (Д), а хранящиеся в нем предметы обладают негорючими свойствами. Такими предметами может быть стальные трубы, металлические балки, профили, негорючие строительные блоки.

Для каждого сооружения расчет первичных средств пожаротушения можно провести самостоятельно или обратиться в специализированную фирму. Количество установленных огнетушителей не должно уменьшаться. Если надо какие-то отправить на перезарядку, то их заменяют другими.

Нормы для учебных и воспитательных заведений

Особого внимания, точности расчетов и соблюдения норм требуют детские дошкольные и образовательные учреждения. В них обычно находится большое количество детей, и надо организовать пожаротушение максимально правильно.

Ранее для школ, училищ и других учебно-воспитательных учреждений были предусмотрены нормы, записанные в ППБ 101-89. Однако на настоящий момент эти нормы оснащения не действуют. Вместо них используют нормы из ППР-390 (правила о противопожарном режиме) и ППБ 101-03.

В правилах пожарной безопасности представлены отдельные главы для детских садов, яслей, лагерей и учебных заведений. Однако в них не указаны нормы первичных средств пожаротушения. Акцент делается на предотвращении возгорания, на принятии мер по своевременной эвакуации детей и персонала и оповещении пожарных частей о пожаре.

Чтобы провести расчет по установке ручных огнетушителей для образовательных учреждений, необходимо воспользоваться приложением №3 из правил пожарной безопасности. Рассматривают последнюю строчку таблицы для ручных огнетушителей, в которой приведены нормы для общественных зданий.

Читайте также  Ширина коридора в квартире по нормам

Нормы для огнетушителей

Нельзя не уделить особое внимание огнетушителям, как важным средствам пожаротушения. Для них существуют свои нормы и проводятся расчеты. Они бывают ручными (до 10 л) и передвижными. Каким видом оснастить помещение, зависит от предполагаемого размера очага возгорания.

Во многом выбор огнетушителей и расчет их количества зависит от класса горючих материалов, находящихся в помещении. Если существует вероятность комбинированного возгорания, например, электротехники и смазочных материалов, то надо применять более универсальные типы огнетушителей. Влияет на расчет площадь помещения, требующая пожарной защиты, объем и наполнение огнетушителей.

Выполняя расчеты и выбирая тип первичного средства пожаротушения, надо обращать внимание, при каких температурах его можно использовать.

В школах, театрах, клубах, детских садах, интернатах и других общественных заведениях должно быть хотя бы 2 ручных огнетушителя на каждом этаже. Это основное правило, которого необходимо придерживаться, и главная норма.

Если в помещении предусмотрена автоматическая система пожаротушения, то разрешено устанавливать всего 50% огнетушителей от нормы оснащения.

В музеях, выставочных залах, архивах, дата-центрах надо учитывать, что взаимодействие тушащего вещества с предметами хранения может привести к еще большей порче. Такие здания оснащают хладоновыми или углекислотными огнетушителями.

Хладоновый тип обеспечивает пожаротушение за счет охлаждения очага возгорания. В результате ценные предметы остаются с минимальными повреждениями.

На предприятиях, в лабораториях, исследовательских центрах и других учреждениях находится техническое оборудование. К нему должен идти паспорт, в котором говорится, какими первичными средствами, и как можно потушить случайные возгорания. Нормы эксплуатации должны в точности соблюдаться.

Расчет плотности установки

В разделе XIX регламента 390 описываются нормы, по которым организации приобретают первичные средства пожаротушения, проводят расчеты плотности расстановки. В общественных зданиях расстояние от огнетушителя до предполагаемого места возгорания должно быть не больше 20 м.

Если речь идет о помещениях категории А, Б или В, то в них по нормам расстояние не должно превышать 30 м. Для помещений пониженной пожароопасности (Г) расстояние составляет 40 м или меньше, а для помещений самой низкой степени (Д) можно сохранять дистанцию в 70 м.

Расставляют первичные средства пожаротушения так, чтобы они были издалека заметны, но не загораживали дорогу для эвакуации. Высота над полом по нормам составляет не более 1,5 м. Дотянуться до такого уровня сможет даже невысокий человек. Особых расчетов здесь не нужно.

На предприятии или в организации должен быть человек, отвечающий за исправное состояние первичных средств пожаротушения, умеющий произвести хотя бы приблизительный расчет их количества. Применять средства по другому назначению, кроме пожаротушения, запрещено.

Источник: https://ProtivPozhara.com/obustrojstvo/uchrezhdenij/raschet-pervichnyx-sredstv-pozharotushenija

Рекомендации Рекомендации по выбору оптимальных требований, предъявляемых надзорными органами МЧС России к техническому обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений — скачать бесплатно

Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

федеральное государственное учреждение «всероссийский ордена «знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны»

Утверждаю

Согласовано

Заместитель начальника ГУГПС МЧС России

Начальник ФГУ ВНИИПО МЧС России

полковник внутренней службы

генерал-майор внутренней службы

Ю.И. Дешевых

И.П. Копылов

24 сентября 2004 г.

24 сентября 2004 г.

Рекомендации
по выбору оптимальных требований, предъявляемых надзорными органами МЧС России к техническому обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО) МЧС России (д-р техн. наук А.В. Матюшин, М.В. Угрюмов, М.М. Шлепнев, канд. техн. наук Л.И. Карпов, О.Д. Ратникова, П.А. Грущинский).

Подготовлены в целях оптимизации и систематизации требований пожарной безопасности, предъявляемых к зданиям и сооружениям образовательных учреждений и содержащихся в разных нормативных документах.

В рекомендациях приведены извлечения из нормативных документов по пожарной безопасности ( ППБ 01-03, ППБ 101-89, НПБ 104-03, НПБ 110-03).

Эти извлечения сгруппированы в соответствии с направлениями контроля противопожарного состояния образовательных учреждений, проводимого инспекторами государственного пожарного надзора.

Предназначены для инспекторов по пожарному надзору и могут быть использованы при проведении мероприятий по контролю в образовательных учреждениях.

Введение

1. Направления контроля в образовательных учреждениях и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности, требованиями которых следует руководствоваться при проведении мероприятий по контролю

2. Требования нормативных документов по пожарной безопасности, которыми следует руководствоваться при проведении мероприятий по контролю в образовательных учреждениях

2.1. территории

2.2. зданий и помещений

2.3. Пути эвакуации и эвакуационные выходы

2.4. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

2.5. Электроустановки

2.6. Противопожарное водоснабжение

2.7. Автоматические системы противопожарной защиты

5. Определение типов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначения

Приложение обязательное (извлечения). I. Здания

2.8. Первичные средства пожаротушения

Приложение 2 (извлечения). Нормы первичных средств пожаротушения

Приложение 3 (извлечения). Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения

2.9. Требования пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий

Введение

Рекомендации разработаны во исполнение протокола селекторного совещания МЧС России «О противопожарном состоянии образовательных учреждений и их готовности к новому учебному году» от 24 августа 2004 г. N 30.

В настоящее время требования, направленные на обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений на стадии их эксплуатации, изложены в различных нормативных документах, причем находятся в разных разделах и не связаны между собой. Это создает определенные трудности для инспекторов государственного пожарного надзора при проведении мероприятий по контролю. Рекомендации подготовлены в целях оптимизации и систематизации требований пожарной безопасности, предъявляемых к образовательным учреждениям.

Как показывает анализ статистических данных о пожарах, в Российской Федерации за 2001-2003 гг. и за 1-е полугодие 2004 г. в зданиях и сооружениях образовательных учреждений произошло 4209 пожаров (в среднем более 1200 в год). Прямой ущерб от них составил 91179 тыс. р., погибло 111 чел., из них 54 ребенка, травмировано 325 чел. В 2003 г. по сравнению с 2002 г. более чем в 9 раз выросло число пострадавших при пожарах.

За рассматриваемый период значительно увеличился прямой материальный ущерб от пожаров в зданиях и сооружениях образовательных учреждений при некотором сокращении общего количества пожаров. Если в 2001 г. ущерб составлял 18710 тыс. р., то в 2002 г. – 28270 тыс. р., а в 2003 г. – 28714 тыс. р. С 2001 по 2003 г. прямой материальный ущерб в расчете на один пожар возрос более чем в полтора раза: в 2001 г. он был равен 14,81 тыс. р., а в 2003 г. — 26,73 тыс. р.

Статистические данные свидетельствуют, что основными и самыми распространенными причинами пожаров в зданиях и сооружениях образовательных учреждений являются нарушения правил устройства и эксплуатации электроустановок и неосторожное обращение с огнем. По этим причинам происходит примерно 70% общего количества рассматриваемых пожаров. В 2001 г.

в результате нарушения правил устройства и эксплуатации электроустановок и неосторожного обращения с огнем произошло 994 пожара, прямой материальный ущерб от них составил 11985 тыс. р., погибло 11 чел. В 2002 г. произошло 1093 пожара, прямой материальный ущерб составил 17396 тыс. р., погибло 8 чел. В 2003 г.

Читайте также  Дымоудаление из подвала нормы

по этим причинам произошло 778 пожаров, прямой материальный ущерб составил 15725 тыс. р., погибло 58 чел.

Вызывает обеспокоенность рост в последние годы количества пожаров, происшедших в зданиях образовательных учреждений в результате поджогов. Если в 2001 г. совершено 68 поджогов, то в 2003 г. — 128, или более 10% от общего количества пожаров за этот год. Всего за 2001-2003 гг. и за 1-е полугодие 2004 г.

произошло 346 пожаров, причинами которых являлись поджоги, при них погибло 4 чел. Прямой материальный — ущерб от пожаров, возникших в зданиях образовательных учреждений в результате поджогов, в 2001 г. составил 3291 тыс. р., в 2002 г. – 8242 тыс. р., в 2003 г. – 5138 тыс. р., а за первое полугодие 2004 г. – 2265 тыс. р.

Прямой материальный ущерб в расчете на один такой пожар составил 54 тыс. р.

Анализ статистических данных показывает, что местом возникновения пожаров в зданиях образовательных учреждений чаще всего являются чердаки, аудитории, подсобные и складские помещения, а также подвалы. Так, в 2001 г. на чердаках произошло 60 пожаров, в 2002 г. — 47, а в 2003 г. — 35 пожаров. В подсобных и складских помещениях в 2001 г. произошло 75 пожаров, в 2002 г. — 85, а в 2003 г. — 61 пожар.

Количество пожаров, происшедших за последние годы в аудиториях, снизилось. Так, в 2001 г. в аудиториях произошло 119 пожаров, в 2002 г. — 123 пожара, а в 2003 г. всего один пожар. Одним из основных мест возникновения пожаров являются также подвалы, в 2001 г. там возникло 36 пожаров, в 2002 г. — 52 пожара, а в 2003 г. — 31 пожар. В 2003 г. значительно увеличилось количество пожаров, происшедших в зрительных залах. Если в 2001 г.

там возникло 7 пожаров, в 2002 г. — 5, то в 2003 г. уже 116 пожаров.

Из всех школьных помещений наиболее опасны в пожарном отношении кабинеты физики, химии и производственные мастерские, так как именно здесь находятся горючие вещества и материалы, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые горелки, спиртовки, электроплитки и другое оборудование, представляющее пожарную опасность. В химических лабораториях возгорание может произойти даже без участия человека.

Многие из применяемых химических веществ и реактивов обладают пожаро- и взрывоопасными свойствами, являются сильными окислителями, восстановителями или неустойчивыми при горении веществами. Эфиры, спирты, бензин, керосин относятся к числу крайне опасных в обращении жидкостей. Воспламенение их паров может произойти от горящей свечи, зажженной спички.

Причинами возникновения пожаров в школьных лабораториях могут быть также неисправная электроаппаратура и проводка к ней, неосторожное обращение с огнем и электронагревательными приборами, разряды статического электричества.

В школах часто проводятся детские вечера, новогодние елки, спектакли, концерты. При проведении таких мероприятий в актовых залах нередко собирается большое количество детей, используются хлопушки, бенгальские огни, электрические гирлянды. Высокая плотность пожарной нагрузки и разнообразные источники зажигания даже при небольшом возгорании могут вызвать быстрое распространение пожара.

В настоящее время для демонстрации учебных фильмов в школах в основном применяются видеомагнитофоны, но в некоторых образовательных учреждениях все еще эксплуатируются киноустановки. Мерам пожарной безопасности при демонстрации фильмов с использованием таких киноустановок следует уделять особое внимание.

Состояние путей эвакуации должно отвечать требованиям нормативных документов — это одно из основных условий обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений.

Даже при полном соответствии путей эвакуации нормативным требованиям организовать эвакуацию в здании, где большинство находящихся людей — дети, очень сложно, потому что дети, по сравнению с взрослыми, легче поддаются панике и хуже воспринимают сложившуюся при пожаре обстановку.

Для проведения аварийно-спасательных работ здания образовательных учреждений могут быть оборудованы различными средствами спасания людей с высоты — спасательными устройствами на базе эластичных рукавов, прыжковыми спасательными устройствами (пневматическими спасательными матами), спасательными желобами, навесными пожарными лестницами.

Для того чтобы опасность возникновения пожара была минимальной, необходимо проводить работу по обучению детей основам безопасного поведения, начиная с дошкольного возраста. Основной же объем информации в области пожарной безопасности ребенок должен получить за период учебы в школе на уроках «Основы безопасности и жизнедеятельности» (ОБЖ).

В образовательных учреждениях существуют все объективные причины для организации обучения детей основам пожарной безопасности. К сожалению, статус предмета ОБЖ и обеспеченность его преподавательскими кадрами и учебно-методическими материалами оставляют желать лучшего. В среднем по России более чем в 32% общеобразовательных учреждений не преподается курс ОБЖ с 5-го по 9-й класс. С преподаванием ОБЖ в начальной школе дела обстоят еще хуже.

В связи с этим определенную помощь могло бы оказать учебное пособие «Педагогам и родителям о пожарной безопасности» (М.: ВНИИПО, 2004. — 145 с.).

При проведении мероприятий по контролю в образовательных учреждениях особое внимание следует также обращать на противопожарные мероприятия, которые не требуют крупных материальных затрат, но являются весьма важными с позиции профилактики пожаров.

Среди них — разработка инструкций и приказов о соблюдении противопожарного режима, проведение с персоналом образовательных учреждений инструктажа о соблюдении мер пожарной безопасности, а также специальное обучение лиц, ответственных за противопожарное состояние, проведение с учащимися и персоналом образовательных учреждений занятий по отработке планов эвакуации людей при пожаре.

Настоящие рекомендации состоят из двух разделов. В первом разделе указаны направления контроля в образовательных учреждениях и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности, требованиями которых следует руководствоваться при проведении мероприятий по контролю. Во втором разделе содержатся извлечения из нормативных документов по пожарной безопасности, сгруппированные по направлениям контроля.

В рекомендации включены требования пожарной безопасности, содержащиеся в следующих нормативных документах по пожарной безопасности:

ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»;

ППБ 101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений»;

НПБ 104-03 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»;

НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».

1. Направления контроля в образовательных учреждениях и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности, требованиями которых следует руководствоваться при проведении мероприятий по контролю

Направления проведения контроля

Номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности

территории

ППБ 101-89, пп. 2.1.1-2.1.5;

ППБ 01-03, пп. 21-27, 29, 32

зданий и помещений

Источник: http://www.gosthelp.ru/text/RekomendaciiRekomendaciip224.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: