Кто является начальником го на объекте экономики

Содержание

Гражданская оборона на предприятии. Инструктаж 2018 года

Кто является начальником го на объекте экономики

Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей.

Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий.

Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности.

Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения.

Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию го на экономическом объекте

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны. Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО.

    В нем необходимо отразить:

    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)
  2. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  3. План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
    • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
    • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
    • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
    • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
    • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
    • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
    • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
    • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  4. Законодательные основы обучения персонала

    Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чему нужно обучить персонал касательно ГО

    Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

    • что предпринимать при оповещающем сигнале;
    • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
    • оказывать первичную медпомощь;
    • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
    • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
    • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
    • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

    Как часто нужно обновлять знания по ГО

    Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

    • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
    • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

    ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

    Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

    Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

    Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

Источник: https://assistentus.ru/sotrudniki/grazhdanskaja-oborona-na-predpriyatii/

Организация мероприятий по гражданской обороне на предприятии 2018

Весной были внесены поправки к закону об организации гражданской обороны на предприятии 2018. Теперь обязанностью всех без исключения работодателей, имеющих штат сотрудников, стал процесс их подготовки к ГО. Руководителям компаний с настоящего времени придется проходить необходимое обучение на платной основе, а также сдавать обязательные экзамены, ведь игнорирование требований приведет к весьма существенному денежному штрафу со стороны инспекторов МЧС.

Закон о ГО должен соблюдаться для защиты проживающего населения от серьезных угроз, включая происходящие природные катаклизмы. В нашей стране закон сегодня действует вместе с подробными разработанными положениями, подготавливающими население к непредвиденным ситуациям.

Грамотно разработанная система ГО и ЧС на предприятии позволяет разработать и реализовать необходимые меры при внезапном форс-мажоре для снижения или ликвидации наступивших последствий.

Из-за внесенных поправок требования по гражданской обороне для организаций в 2018 году возросли, поэтому теперь работодатели обязаны по закону выполнять ряд важных действий:

  • Разработка программы по вводному инструктажу сотрудников.
  • Непосредственно вводный инструктаж допущенных к работе сотрудников.
  • Обучение на курсах.
  • Разработка проектной и согласовательной документации.
  • Проведение учений и запланированных тренировочных мероприятий.

Подробное вводное ознакомление как обязательное мероприятие в первый месяц проводится со всеми допущенными к работе сотрудниками.

Курсовым обучением называется эффективное овладение сотрудниками знаниями в области ГО, а также получение опыта их применения для личной защиты. Целью такого обучения считается повышение подготовки к умелым действиям при появлении опасностей, неизменно возникающих при ЧС и начавшихся военных операциях.

На обязанности не влияет численность задействованного в выполнении работы персонала, оборот компании, сфера деятельности, план продолжения работы при наступлении войны. Руководитель должен обучиться сам с получением подтверждающего этот факт документа, а затем направить на обучение своих сотрудников. При этом подготавливается важная документация, ведется журнал, отслеживается план предстоящих мероприятий по ГО на предприятии.

При смене или при открытии филиала в чужом регионе вся ранее подготовленная документация снова утверждается в МЧС.

Кто проверяет гражданскую оборону на предприятии?

Проверка мероприятий ГО на предприятии относится к компетенции инспекторов МЧС. Руководитель объекта отвечает за наличие сил и ресурсов, которые непременно потребуются при ЧС для спасения людей или устранения наступивших последствий.

Обязательно организуется штаб ГО с назначением начальника для управления проводимой подготовкой, настройки оповещения, а также разработки предстоящих планов. К ГО сотрудники подготавливаются под его руководством. Он также держит под контролем план всех предстоящих мероприятий при разных ЧС.

Организация гражданской обороны на объектах экономики в настоящее время состоит из следующих задач:

  • Противопожарные принимаемые меры.
  • Подготовка квалифицированных сотрудников к ГО.
  • Организация четкой и быстрой эвакуации.
  • Разработка эффективного плана по быстрому выполнению грамотных действий при ЧС.

Если вас подробнее интересует тема инструктажа по ГО и ЧС в организации, то вы найдете одноименную статью по ссылке.

Организация гражданской обороны на действующем промышленном объекте

Такие мероприятия необходимы для решения ряда следующих задач:

  1. Служба ГО на предприятии занимается разработкой мер для защиты работающих сотрудников от различных опасностей при ЧС.
  2. Обеспечивается стабильная работа объекта даже при ЧС или наступлении войны.
  3. Проводятся спасательные действия или устраняются последствия прямо в эпицентре поражения, включая зону сильного затопления.

Разработка подробного плана действия для обеспечения эффективной защиты рабочего персонала, проведения необходимых работ по спасению жизни людей, ликвидации наступивших последствий тоже считается мероприятием ГО.

  • Инженерно-технические запланированные мероприятия ГО подразумевают использование ресурсов предприятия для предотвращения или же существенного уменьшения разрушений. Также они обеспечивают продолжение функционирования объекта даже при наступлении войны.
  • Экономические мероприятия ГО — это ряд работ, выполняемых с минимальными денежными затратами.
  • Экологические запланированные мероприятия разрабатываются на каждом из объектов для снижения негативного воздействия технологической отрасли на природную среду.

Обязанности организации в области гражданской обороны

Обязанности действующих предприятий в области мероприятий по ГО осуществляются лишь в пределах рабочих полномочий:

  • Проведение ряда мероприятий для продолжения работы объекта в период военного конфликта.
  • Обучение сотрудников известным методам защиты при ЧС для сохранности жизни и здоровья.
  • Подготовка систем громкого оповещения, полностью подготовленных к внезапному началу работы.
  • Наличие важнейших ресурсов у действующего предприятия для проведения ГО.

Организации с достаточно опасными по структуре промышленными объектами, обладающими для нашей страны оборонным важнейшим значением, образуют аварийно-спасательные формирования, находящиеся в стадии постоянной готовности к работе.

Тема должностной инструкции по гражданской обороне на предприятии будет подробно освещена в следующей статье.

Давайте посмотрим схему ГО на примере учебного заведения:

Игнорирование проведения мероприятий

В КоАП присутствует статья 20.7 со штрафными санкциями за нарушение положений о необходимой гражданской обороне. Санкции выписываются местным МЧС, постоянно контролирующим выполнение требований современными предпринимателями. При отсутствии проведения инструктажа сотрудников и не подготовленной программе по их обучению выписанный инспектором МЧС штраф достигает 200 тысяч рублей для компании и 20 тысяч должен заплатить директор.

Штраф может быть выписан после проведения плановой и внезапной проверки, первая из которых выполняется по графику. Внеплановая выездная проверка может быть проведена в любое необходимое время. На первый раз может быть выписано предписание, а затем штраф. Но даже при выписанном предписании требуется устранение обнаруженных нарушений, то есть обучение гражданской обороне в организации, оформление всех документов с учетом полученных рекомендаций.

Организация работы ГО и ЧС на предприятии

Перечень важных документов, подготовленный список работающих сотрудников для обучения и грамотный план предстоящих мероприятий ГО является зависящим от деятельности и общей численности рабочего штата.

Соблюдение требований по ГО для организаций в 2018 году убережет от штрафных санкций:

  • В регионе нахождения выбирается центр МЧС, обучающий сотрудников по теме «гражданская оборона и чрезвычайные ситуации на предприятии». Выполняемая центром работа не подлежит лицензированию, поэтому выполняется проверка того, сможет ли он выдать подтверждение обучения. По стоимости обучение сотрудника может достигать пяти тысяч российских рублей. Также занятия могут проводиться удаленно.
  • Заключается договор об обучении.
  • Заказывается пакет подготовленных документов для собственной организации, который затем согласуется в МЧС. Документы могут быть составлены самостоятельно, но это потребует свободного времени.
  • Уточнить все вопросы можно с помощью совершения звонка в консультационный центр регионального МЧС.
  • Организация гражданской обороны в офисе подразумевает своевременное проведение инструктажа для допущенных к выполнению работы сотрудников и обновление важных рабочих документов. Из-за пропущенной подписи или не указанной даты могут быть безвозвратно потеряны огромные денежные средства.

Гражданская оборона сегодня необязательно имеет связь с внезапно начавшимися военными действиями. Но все сотрудники должны точно знать то, как вести себя при наступлении чрезвычайной ситуации. Понимание действий необходимо на случай внезапного наводнения, сильного землетрясения, пожара или совершенного террористического акта. Дети обучаются этому в школе во время занятий, а взрослые по месту своей постоянной работы.

Гражданская оборона на предприятии: видео

Источник: http://GTOnorm.ru/grazhdanskaya-oborona-na-predpriyatii-i-v-organizacii/

Организация гражданской обороны. Чрезвычайные ситуации

Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и опасностей возникающих при военных действиях — будет актуальной проблемой государства и общества.

Катастрофы и стихийные бедствия будут постоянно действующими факторами на развитие экономики и политическую ситуацию. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде. Экономические затраты на ликвидации их последствий достигают сотен миллиардов долларов.

Для России защита населения и территорий от ЧП актуальная по ряду причин:

  • Возрастание риска технических аварий из за НТП
  • Увеличение плотности населения, урбанизация, рост последствий антропогенного воздействия и глобального изменения климата
  • Снижение профессионализма рабочих, падение производственной дисциплины, изношенность производственных фондов

Актуальная проблема государства и общества — защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие их.

По мере развития общества и НТП возрасла роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, катарстроф и техногенных аварий. Стоит сказать, для успешной борьбы с данными опасными явлениями необходима целенаправленная государственная политика.

С ϶ᴛᴏй целью во всем мире создано и активно функционирует большое число международных и государственных организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Их задача обеспечить национальную безопасность государства и его жителей.

Созданная в России Единая государственная система предупреждения и ликвидации ситуаций (РСЧС) удачно вповествовалась в систему государственного управления и стала востребована обществом.

Развитие РСЧС имеет большую историю и включает несколько этапов. Защита гражданского населения в ходе вооруженной борьбы всегда была одной из важнейших задач. В России пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне прежде всего при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе Гражданской войны.

Гражданская оборона

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальные и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие данных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В 1932 году создана местная противоздушная оборона (МПВО). Основная задача МПВО — сведение к минимуму возможных потерь и разрушений и защита населения и территорий от воздействия обычных средств поражения (авиация).

Во время ВОВ МПВО выполняла следующие задачи:

  • Строительство убежищ и укрытий
  • Ведение аварийно-восстановительных работ
  • Ликвидация последствий бомбардировок
  • Обучение населения способам защиты от воздушных нападений
  • Эвакуация населения

Создание МВПО обеспечило в годы ВОВ успешную защиту населения и объектов народного хозяйства.

В 1961 году в связи с появлением ядерного оружия защита населения и территорий стала еще более актуальной задачей. МПВО было преобразовано в граждансную оборону. Система гражданской обороны должна была обеспечить надлежащую защиту населения и территорий от поражающих факторов нового оружия массового поражения.

До 1986 года задачами МПВО-ГО было:

  • Подготовка средств индивидуальной и коллективной защиты населения
  • Ведение спасательных и аварийно-восстановительных работ только в условиях военного времени.

Предупреждение и ликвидация ЧП природного и техногенного характера в мирное время как задача перед гражданской обороной не ставились.

Начиная с 1974 года гражданская оборона начала принимать участие в решении задач мирного времени (тушение лесных поражов, предупреждение стихийных бедствий и крупных аварий).

В 1986 году случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС. Стоит заметить, что она принесла много человеческих жертв. Система граждаской обороны не была готова к решению таких задач и было принято решение о реорганизации системы гражданской обороны.

Поскольку предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций связана с проблемами национальной безоспасности в 1990 году был создан Российский корпус спасателей, в 1991 году преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям. После ряда преобразований в 1994 году был преобразован в Министрество Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Реально задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера начали решаться после принятия 18 апреля 1992 г.

Правительством РФ Постановления “О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях”, кᴏᴛᴏᴩая в 1995 г.

после принятия федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что МЧС России решала проблемы организации защиты населения и террриторий в ЧС различного характера, а РСЧС была ориентирована на решение зазадч защиты от ЧС природного и техногенного характера. За гражданской обороной была сохранена функция планирования и выполнения мероприятий по защите населения и территорий при угрозе и в случае нападения противника, предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций военного времени.

Гражданская оборона

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие данных действий (ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.98 г.).

Отметим тот факт — что в современных условиях гражданская оборона будет одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время.

С 1992 г. в России начался новый этап развития гражданской обороны. Впервые принятый федеральный закон «О гражданской обороне» определил основные ее задачи:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие данных действий;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие их, в т.ч. медицинское обслуживание, включая срочное оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие их;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

При ведении военных действий гражданская оборона и Вооруженные силы имеют фактически одну общую цель — совместное обеспечение защиты тыла страны, кᴏᴛᴏᴩый в широком понимании представляет всю, не занятую противником и не входящую в зону военных действий территорию государства с его людскими и материальными ресурсами. Но, в отличие от Вооруженных сил, гражданская оборона применяет в целях снижения людских и материальных потерь чисто гражданские, присущие ей одной, большей частью пассивные методы и средства.

Общее руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет правительство, кᴏᴛᴏᴩое обеспечивает проведение единой государственной политики в вопросах гражданской обороны. Непосредственное управление гражданской обороной возложено на МЧС России.

Принятые министерством в пределах ϲʙᴏих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.

Структура гражданской обороны на объекте экономики

Гражданская оборона на объекте экономики организуется с целью защиты персонала и проживающего вблизи объекта экономки населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Начальником ГО объекта экономики служит его руководитель. Стоит заметить, что он несет ответственность за организацию ГО на ϲʙᴏем объекте и постоянную готовность ее сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ.

Начальник ГО объекта подчиняется ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим должностным лицам ведомства, в ведении кᴏᴛᴏᴩого находится объект, а в оперативном отношении — вышестоящему начальнику ГО по месту расположения объекта.

На крупных предприятиях предусматривается штатный заместитель начальника ГО, кᴏᴛᴏᴩый в мирное время будет основным организатором всех ее подготовительных мероприятий.

Приказом начальника ГО назначаются заместители по рассредоточению и эвакуации рабочих и служащих, инженерно-технической части и материально-техническому снабжению.

Заместителем начальника ГО объекта по рассредоточению и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя по общим вопросам. Стоит заметить, что он будет председателем эвакуационной комиссии, обязанности кᴏᴛᴏᴩого следующие: разработка плана рассредоточения рабочих и служащих, организация подготовки мест в загородной зоне и перевозка туда людей, доставка рабочих смен к месту работы, руководство службой общественного порядка.

Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части — главный инженер предприятия, кᴏᴛᴏᴩый непосредственно руководит основными службами (аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытия), а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению — заместитель руководителя объекта по данным вопросам. Стоит заметить, что он руководит службой материально-технического снабжения.

На всех объектах создаются штабы по делам ГО и ЧС, кᴏᴛᴏᴩые комплектуются из должностных лиц. Начальник штаба ГО, являясь заместителем начальника ГО объекта, имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения. Стоит заметить, что он организует устойчивое управление и систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирований, контролирует выполнение всех мероприятий ГО.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/7607/307355/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B.html

Гражданская оборона ( ГО )

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др.

средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См.

Местная противовоздушная оборона).

Цели и задачи гражданской обороны (ГО) и сколько их

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение гражданской обороны (ГО)

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения.

Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны). Ведение гражданской обороны, т.е.

практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований — соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Непосредственное повседневное руководство гражданской обороной осуществляют органы управления:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороной (в настоящее время — МЧС России), и его территориальные органы — региональные центры по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации — главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
  • структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной;
  • структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Силы гражданской обороны (ГО)

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований.

Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран.

За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие.

В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде — федеральному правительству, в Норвегии и Испании — министерству защиты населения.

Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны.

Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти.

Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Источник: От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк. Под редакцией С.К. Шойгу. —М., 1998; Федеральный закон РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».

Вам может быть интересно:

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/grazhdanskaya-oborona-go/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: