Класс опасности бензина и дизтоплива

Содержание

Автотранспорт — правила, нормы, положения. Класс опасности бензина и дизтоплива

Класс опасности бензина и дизтоплива

РазноеКласс опасности бензина и дизтоплива

К какому классу опасности относится дизельное топливо, и каковы нормативы перевозок? Дизельное топливо – опасный груз и к его перевозкам предъявляются строгие требования пожарной безопасности. В Перечне ООН 1202, ДТ стоит под первым номером.

Поэтому, при транспортировке дизтоплива должны строго соблюдаться необходимые правила пожарной безопасности. Каждый перевозчик опасных грузов должен иметь определенный пакет документов, который утвержден Правилами дорожной перевозки опасных грузов.

Перевозки дизельного топлива осуществляются железнодорожным, морским, воздушным и автомобильным транспортом. Остановимся на требованиях к автомобильному транспорту, так как это на сегодня самый распространенный и недорогой способ перевозки ДТ небольшими партиями.

Перевозки ДТ до 1000 литров:

  • Тара обязана соответствовать требованиям по перевозкам топлива (только металлические канистры).
  • На упаковке должна быть маркировка ООН №3 или UN №3.
  • Тара должна быть закреплена надежно.
  • ДТ запрещено перевозить вместе с грузами, обозначенными оранжевыми знаками опасности.
  • Если топливо не личное имущество, то у водителя должны быть транспортные документы с указанием характеристик (UN 1202, топливо дизельное, III, 3).

Количество перевозимого топлива определяется без учета ДТ, залитого в бак автомобиля.

Перевозки ДТ в цистернах

Требования к перевозкам нефтепродуктов указаны в ГОСТ 1510-84. Если автотранспортом перевозится топливо объемом свыше 1000 литров (1 кубический метр), то необходим пакет обязательных документов:

  • Путевой лист с маршрутом перевозки.
  • Наличие у водителя транспорта соглашения евро образца о международных перевозках опасных грузов (ДОПОГ).
  • Разрешение допуск транспортного средства к перевозкам опасных грузов.
  • На автомобиле должна быть табличка обозначение груза повышенной опасности (воспламеняемого).
  • Транспорт, перевозящий ДТ, должен быть укомплектован огнетушителем (2 кг сухого порошка) и дополнительными средствами тушения возгорания.

Требования к цистерне по перевозкам ДТ:

  • Окраска цистерны должна быть заметна (оранжевый или красный цвет).
  • Обязательна надпись «Огнеопасно», хорошо читаемая на расстоянии. Должны быть указаны наименование и марка ДТ, масса и объем, дата изготовления и номер партии.
  • Цистерна должна быть оборудована нижним сливом воздушным клапаном и системой контроля давления.
  • Внутреннее покрытие цистерны – устойчивое к действию ДТ и горячих паров.
  • Емкость обязательно надо заземлить.
  • Наполнение цистерн 95 процентов, необходимо учитывать расширение ДТ при нагреве.

Топливная компания «ExpressDiesel» не только реализует по выгодным ценам все виды ДТ, но и предлагает перевозки топлива по северо-западному региону собственным автотранспортом, полностью соответствующим всем нормативам ГОСТ.

expressdiesel.ru

Пары дизельного топлива: температура вспышки, плотность паров ДТ, класс опасности и состав

Плотность паров дизельного топлива меньше, чем у бензина. Они также менее летучие, поэтому процессы испарения, образования горючих смесей с воздухом, сгорания, а также образования взрывоопасных смесей для двух видов топлива различны.

Дизельное топливо неоднородно, состоит из нафтеновых, парафиновых и ароматических углеводородов, их производных и других химических соединений. Эта неоднородность отражается как на составе паров, так и на свойствах самого дизельного топлива.

В перечне характеристик топлива есть понятия, относящиеся к его парам.

Температура вспышки паров дизельного топлива

Её значение характеризует сам момент вспышки, затем пламя быстро гаснет, поскольку при этой температуре скорость образования горючей смеси ещё мала для горения. Воспламенение наступает позже, когда температура нефтепродукта и его паров возрастут.

Понятие температуры вспышки паров активно используется в производстве и исследовании качества топлива:

  • для установления норм безопасного обращения с горючим;
  • для определения его чистоты;
  • для выявления фальсификатов и опасных добавок;
  • для правильных расчётов работы энергоустановок.

Температура вспышки паров дизельного топлива в открытом тигле — от 52 до 96 ºС. Для бензина её значение составляет -43 ºС. Однако при сравнении температур самовоспламенения наблюдается обратная картина: для дизельного топлива это 210, для бензина — 246 ºС. Вещества, имеющие температуру вспышки паров ниже 61 ºС, относятся к легковоспламеняющимся, поэтому и бензин, и ДТ — в их числе.

Температуру вспышки всегда учитывают:

  • при перевозке и хранении топлива в жаркую пору года;
  • при размещении мощного работающего двигателя в закрытом помещении;
  • при производстве ДТ.

ГОСТ 305-82 устанавливает температуру вспышки паров для ДТ общего назначения не выше 40, для двигателей тепловозов и морских судов — не выше 62 ºС.

Давление насыщенного пара

Давление насыщенных паров дизельного топлива — это равновесное количество пара вещества над жидкостью при установленных объёмах двух фаз и заданной температуре. Измеряется в Па или мм. рт. ст. на специальном устройстве.

Поскольку ДТ состоит из различного набора химических соединений, давление насыщенного пара зависит не только от марки продукта, но и от сорта нефти. Для дизельного топлива его значения составляют от 800 до 1333 Па или от 6 до 10 мм.рт. ст., для бензина — от 48 000 до 93 000Па или от 370 до 720 мм. рт. ст.

От плотности насыщенных паров топлива и состава фракций зависит, в свою очередь, испаряемость материала, то есть способность перехода из жидкого в газообразное состояние, определяющая качество запуска и работы двигателя.

Давление насыщенных паров ДТ тем выше, чем ниже температура кипения фракции. Чем легче фракции, тем проще запуск двигателя.

Класс опасности паров дизельного топлива

Источник: https://starimpex.ru/raznoe/klass-opasnosti-benzina-i-diztopliva.html

Характеристики дизельного топлива как опасного груза

Дизельное топливо жидкий светлый нефтепродукт с низкой температурой вспышки (до 60°C), легкоиспаряемый, взрывоопасный уже при концентрации в воздухе 2-3%, малотоксичный. Классифицируется как вещество 3 класса опасности, подкласс 3.3, номер ООН (UN) 1202.

Керосин характеризуется еще большей летучестью и испаряемостью, меньшим содержанием масел (легкая фракция). Горюч, температура вспышки в диапазоне 28-45°C, взрывоопасен, опасная концентрация в воздухе 2-3%. Класс опасности 3, подкласс 3.3, номер ООН (UN) 1223.

Транспортировка керосина и дизельного топлива

Перевозка керосина и дизельного топлива допускается всеми видами транспортных средств: автомобильным, железнодорожным, авиационным.

Доставка светлых нефтепродуктов осуществляется наливом в грузовых отсеках специализированных морских судов, в цистернах железнодорожным и автомобильным транспортом, а так же различными видами транспорта в емкостях меньшего объема.

Тара для перевозки и хранения керосина и дизельного топлива выполнена из прочного пластика, стали, алюминиевого сплава с защитным антистатическим внутренним слоем, с плотно завинчивающейся крышкой и прокладкой, обеспечивающей герметичность упаковки. Группа упаковки III.

Для целей перевозки и хранения тара должна быть промаркирована с указанием наименования, номера ООН (UN) вещества, класса опасности. Тара с дизельным топливом должна располагаться в транспортном средстве вертикально и быть надежно закреплена.

Перевозка дизельного топлива без соблюдения правил ДОПОГ разрешена в случае, если топливо предназначено для функционирования самого транспортного средства, либо транспортируемого в таре в количестве не более 60л.

Транспортировка керосина и дизельного топлива в количестве до 1000л разрешается без согласования маршрута и разрешения Минтранса, но транспортное средство должно быть промаркировано соответствующими табличками, согласно ДОПОГ.

Особенности автомобильной перевозки коммерческих партий дизельного топлива и керосина

Автоперевозки опасных веществ 3 класса осуществляются исключительно специализированными транспортными средствами.

  • Транспорт допускается к перевозке только при наличии действующего свидетельства о допуске к перевозке опасных веществ.
  • Тягачи и прицепы-цистерны минимум дважды в год проходят полный техосмотр, в ходе которого получают диагностическую карту о пригодности и возможности дальнейшего использования.
  • Автотранспортные средства, предназначенные для транспортировки грузов повышенной опасности, в том числе опасных и легковоспламеняющихся жидкостей при высоких температурах, должны быть включены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и средств Федерального дорожного агентства.
  • Согласно приказу Минтранса №20 автомобили, перевозящие опасные грузы должны иметь в оснащении аппаратуру спутниковой навигации (GPS или ГЛОНАСС), тахографы.
  • Обязательно проходят предрейсовый и послерейсовый техосмотр.
  • Дополнительно транспортное средство для перевозки горючих жидкостей должно иметь защиту топливного бака, проводки, установленные проблесковые маячки оранжевого цвета, дополнительные фонари (оранжевые) с автономным питанием и защитным кожухом.
  • Обязательно наличие противооткатного устройства подходящего размера, как минимум одного.
  • Помимо огнетушителя емкостью не менее 2 кг в пересчете на сухое вещество необходимы дополнительные средства для тушения пожара.
Читайте также  Классы горючести строительных материалов

Автомобиль и прицеп обязательно маркируются соответствующими знаками опасности:

  • впереди на тягаче обязательно крепится информационная табличка оранжевого цвета, содержащая вверху идентификационный номер опасности 30, внизу – порядковый номер ООН (UN) 1202 (дизельное топливо), 1223 (керосин);
  • сзади на цистерне или кузове прицепа, закрепляется аналогичная табличка и знак опасности согласно правилам маркировки перевозимого вещества: красный ромб с символом огня вверху и цифрой 3 внизу;
  • дополнительные знаки – белый ромб с символикой опасности для окружающей среды.

Конструктивные особенности цистерны для перевозки светлых нефтепродуктов

  • цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов расположена горизонтально, имеет круглое или эллиптическое сечение;
  • изготовлена из низкоуглеродистой стали или алюминиевого сплава с внутренним антистатическим покрытием;
  • конструкция цистерны может предусматривать один или несколько наливных отсеков;
  • каждый отсек снабжен собственной заливной горловиной, оборудованной пламегасителем;
  • наиболее безопасными считаются цистерны с системой нижнего налива, так как данный способ позволяет снизить трение вещества о стенки емкости;
  • в каждом отсеке предусмотрены расширительные коробы, волнорезы для гашения гидравлического удара, дыхательные клапаны, донные клапаны, собственные системы рекуперации, датчики;
  • арматура для слива размещена в нижней части отдельная для каждого отсека;
  • цистерны для перевозки дизельного топлива и керосина окрашены в оранжевый цвет с надписью «ОПАСНО» с каждой стороны и сзади.

Специальные требования к цистернам для перевозки нефтепродуктов, жидких горючих веществ  – наличие техпаспорта, обязательная регистрация в Ростехнадзоре.

Правила безопасности на транспорте

Нормы заполнения транспортировочной тары для керосина и дизельного топлива — не более 95% объема емкости.

Дизельное топливо, и керосин при попадании на кожу и слизистые может вызвать жжение, местное раздражение. На поверхности воды, почвы образуют маслянистую, водонерастворимую, воздухонепроницаемую пленку, ограничивая доступ кислорода.

Перевозка дизельного топлива и керосина в количествах свыше 1000л подлежит согласованию в управлении автодорожного надзора с обязательным получением разрешения Минтранса.

Внимание! Вещества относятся к горючим. Не размещать вблизи открытого огня, избегать перегрева. Запрещено перевозить в одном транспортном средстве или в сцепке с окисляющими веществами (5 класса основной или дополнительной опасности).

Компания ФПОГ имеет большой опыт доставки газойлей, керосина и дизельного топлива различных составов, в том числе автопоездами на значительные расстояния.

Транспортировка опасных грузов по территории России, СНГ и Европы осуществляются на регулярной основе,  поэтому маршруты движения уже согласованы заранее и заказчикам не придется терять время в ожидании необходимого транспорта и документов.  Все виды перевозок опасных веществ осуществляются в соответствии с регламентом и требованиями ДОПОГ, с полным соблюдением режимов, мер контроля и техники безопасности, что делает доставку надежной и сохранной.

Получить консультацию специалиста относительно правил перевозки нефтепродуктов и топлива, а так же рассчитать стоимость перевозки вы можете, заполнив заявку внизу.

Источник: https://fpog.ru/services/goods/third/dizelnoe-toplivo/

Дизтопливо: Гост 305-82. Характеристики дизтоплива по ГОСТу

На качество работы двигателя и всей топливной системы не в последнюю очередь влияют свойства топлива. Сегодня производители в России предлагают и дизтопливо Гост 305-82. Государственный стандарт, разработанный еще в 1982 году, уже устарел, как, впрочем, и само топливо, которое по нему до недавнего времени изготавливали.

Гост 305-82

Созданный еще в Советском Союзе, этот стандарт, который регламентирует изготовление ДТ, является межгосударственным. Он определяет как технические условия производства, так и характеристики топлива, которое предназначалось для автомобилей, промышленных агрегатов и судов с быстроходными дизельными двигателями.

Современное топливо, изготовленное по международным европейским стандартам, практически вытеснило с рынка солярку, для производства которой использовался старый ГОСТ. Дизтопливо ЕВРО, кроме того что имеет значительно более высокие эксплуатационные характеристики, еще и намного экологичнее.

Впрочем, и сегодня считается (по крайней мере на постсоветском пространстве), что горючее, в котором можно применять различные разрешенные присадки, имеет некоторые преимущества из-за своей универсальности и широкого диапазона рабочих температур.

Область применения

Дизтопливо (Гост 305-82) использовалось до недавнего времени для военной, сельскохозяйственной техники, дизельных судов и грузовых автомобилей старого образца.

Этим топливом пользовались для отопления малоэтажных зданий, расположенных далеко от центрального теплоснабжения. Сочетание низкой цены и достаточно высокой энергоэффективности позволяло экономить затраты на содержание домов.

Почему в прошлом? Государственный стандарт 1982 года заменен на ГОСТ 305-2013, вступивший в действие с января 2015 года. И в нем четко указано, что дизтопливо ГОСТ 305-2013 не реализуется через АЗС общего пользования и предназначено для быстроходных и газотурбинных двигателей как внутри страны, так и в странах Таможенного союза (Казахстане и Белоруссии).

Итак, главные достоинства – это универсальность и рабочие температуры. Кроме того, преимуществами старой доброй солярки считают ее эксплуатационную надежность, проверенную десятилетиями; возможность длительного хранения без ухудшения технических характеристик; повышение мощности двигателя.

Дизтопливо Гост 305-82 легко фильтруется, содержит незначительное количество сернистых соединений и не разрушает детали двигателя.

Бесспорным преимуществом солярки является ее низкая цена по сравнению с другими видами жидкого топлива.

Главный недостаток

Главным недостатком горючего, из-за которого, собственно, и ограничено его использование, является низкий класс экологичности. Дизтопливо Гост 305-82 (2013) принадлежит к классу К2. А на сегодняшний день на территории РФ запрещены к обращению даже виды топлива с классом экологичности К3 и К4.

Марки дизтоплива

Старый ГОСТ устанавливал три марки топлива, новый же — четыре. Также несколько отличаются температурные диапазоны их использования и характеристики.

Параметры (ГОСТ) дизтоплива летнего (Л): эксплуатационная температура — от минус 5 °С, температура вспышки для дизельных двигателей общего назначения – 40°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных — 62°С.

Такая же температура вспышки у межсезонного топлива (Е), рабочие температуры которого начинаются с минус 15°С.

Зимнее топливо (З) используется при температурах до минус 35°С и до минус 25°С. И если в технических условиях 1982 года диапазон рабочих температур определялся температурой застывания топлива, то в новом документе речь идет о температуре фильтрации – минус 35°С и минус 25°С соответственно.

Арктическое (А) дизтопливо Гост 305-82 можно было использовать, начиная с температуры минус 50°С. В новом документе этот предел подняли на пять градусов, называется уже рекомендованная температура от 45°С и выше.

Виды дизтоплива

Дизтопливо ГОСТ 52368-2005 (ЕВРО) делится по массовому содержанию серы на три вида:

  • I – 350 мг;
  • II – 50 мг;
  • III – 10 мг на один кг горючего.

В Гост 305-82 дизтопливо в зависимости от процентного содержания серы делится на виды:

  • I — топливо всех марок, в котором доля серы не больше 0,2%;
  • II — дизтопливо с содержанием серы для марок Л и З — 0,5%, а для марки А — 0,4%.

Новый ГОСТ 305-2013, приближаясь к международным стандартам, делит топливо на два вида по массовому содержанию серы вне зависимости от марки. К виду I относится горючее с содержанием серы 2,0 г, а к виду II – 500 мг на килограмм топлива.

Даже вид II содержит серы в полтора раза больше, чем топливо вида I, соответствующее международным стандартам.

Большое количество серы – это вредные выбросы в атмосферу, но и хорошие смазывающие свойства топлива при этом.

Условные обозначения

В Гост 305-82 топливо маркировалось заглавной буквой Л, З или А (летнее, зимнее или арктическое соответственно), массовой долей серы, температурой вспышки летнего и температурой застывания зимнего топлива. Например, З-0,5 минус 45. Сорта высший, первый или без него, характеризующие качество топлива, указываются в паспорте на партию.

Дизтопливо (ГОСТ Р 52368-2005) маркируется буквами ДТ, указывается сорт или класс в зависимости от значения температур фильтруемости и помутнения, а также вид топлива I, II или III.

Для Таможенного союза существует свой документ, регламентирующий требования к топливу, в том числе и его условное обозначение. Он включает буквенное обозначение ДТ, марку (Л, З, Е или А) и коэффициент экологичности от К2 до К5, показывающий содержание серы.

Поскольку документов много, понятие сортности в них разное, а характеристики более подробно указываются в паспорте качества, то сегодня не редкость объявления типа «Продажа дизтоплива трубного сорт 1 ГОСТ 30582005». То есть все параметры и качество горючего соответствуют указанному стандарту, кроме содержания серы.

Основные характеристики дизтоплива

Самыми важными эксплуатационными показателями, которыми характеризуется дизтопливо Гост 305-82 (2013), являются: цетановое число, фракционный состав, плотность и вязкость, температурные характеристики, массовые доли различных примесей.

Читайте также  Классы огнетушителей таблица

Цетановое число характеризует воспламеняемость топлива. Чем выше этот показатель, тем меньше времени проходит от впрыска топлива в рабочий цилиндр до начала его горения, а следовательно, меньше длительность прогрева двигателя.

От фракционного состава зависит полнота сгорания топлива, а также токсичность отработанных газов. При перегонке дизельного топлива фиксируется момент полного выкипания определенного количества горючего (50% ли 95%). Чем тяжелее фрикционный состав, тем уже диапазон температур и выше нижний порог кипения, а значит, позднее происходит самовоспламенение горючего в камере сгорания.

Плотность и вязкость влияют на процессы подачи и впрыска топлива, его фильтрование и эффективность.

Примеси влияют на износ двигателя, коррозионную стойкость топливной системы, появление в ней налета гари.

Предельная температура фильтруемости – это такая низкая температура, при которой загустевшее топливо перестает проходить через фильтр с ячейками определенного размера. Еще один температурный показатель – это температура помутнения, при которой начинает кристаллизоваться парафин, то есть мутнеет дизтопливо.

Характеристики ГОСТ 305-2013 устанавливает для всех марок одинаковые: цетановое число, массовую долю серы, кислотность, йодное число, зольность, коксуемость, загрязнение, содержание воды. Отличия касаются температурных показателей, вязкости и плотности топлива. В Гост 305-82 были отличия еще и по коксуемости.

Технические требования к дизтопливу

Итак, цетановое число для всех марок топлива равно 45, содержание серы — либо 2,0 г, либо 500 мг на один кг. Это самые важные показатели, характеризующие горючее.

Плотность дизтоплива по ГОСТ меняется от 863,4 кг/куб. м для горючего марок Л и Е до 833,5 кг/куб. м для марки А, кинематическая вязкость – от 3,0-6,0 кв. мм/с до 1,5-4,0 кв. мм/с соответственно.

Фракционный состав характеризуется диапазоном температур от 280°С до 360°С для топлива всех марок, за исключением арктического, для которого температуры выкипания находятся в пределах от 255°С до 360°С.

Характеристики (новый ГОСТ) дизтоплива летнего ничем не отличаются от характеристик межсезонного горючего, за исключением предельной температуры фильтруемости.

Температура вспышки зимнего топлива для дизельных двигателей общего назначения – 30°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных — 40°С, арктического – 30°С и 35°С соответственно.

Отличия дизтоплива Гост 305-82 (2013) и ЕВРО

Еще в 1993 году европейские стандарты качества устанавливали цетановое число не ниже 49. Спустя семь лет стандарт, который определял технические характеристики топлива ЕВРО 3, установил более жесткие показатели. Цетановое число должно быть более 51, массовая доля серы – меньше 0,035%, а плотность – меньше 845 кг/куб. м. Стандарты ужесточились в 2005 году, а сегодня действуют международные, установленные в 2009 году.

Сегодня в РФ производится дизтопливо ГОСТ Р 52368-2005 с цетановым числом выше 51, содержанием серы меньше 10 мг/кг, температурой вспышки от 55°С, плотностью в пределах от 820 до 845 кг/куб. м и температурой фильтруемости от плюс 5 до минус 20°С.

Даже сравнивая первые два показателя, можно сделать вывод о несоответствии дизтоплива ГОСТ 305-2013 современным требованиям экологии.

Требования безопасности

Поскольку дизельное топливо — жидкость горючая, то меры безопасности касаются, прежде всего, защиты от возникновения пожара. Достаточно всего 3% его паров в общем объеме воздуха в помещении для того, чтобы спровоцировать взрыв. Поэтому высокие требования предъявляются к герметизации оборудования и аппаратуры. Защищенными выполняются электропроводка и осветительные приборы, инструменты используются только те, которые не высекают даже случайно искру.

Важными для соблюдения техники безопасности и условий хранения дизтоплива Гост 305-82 (2013) являются температурные показатели, касающиеся способности к горению.

Марка топлива Температура самовоспламенения, °С Температурный предел воспламенения, °С
верхний нижний
Летнее, межсезонное 300 119 69
Зимнее 310 105 62
Арктическое 330 100 57

Особенно важно соблюдение мер безопасности и температурных режимов в местах длительного хранения многих тысяч тонн дизельного топлива, например на электростанциях.

Характеристики дизтоплива для электростанций

Дизельные электростанции и сегодня используют горючее по ГОСТу 305-82. Оборудование на них установлено как отечественного производства, так и зарубежное.

Зарубежные производители не рекомендуют, но и не запрещают использовать дизтопливо Гост 305-82 (2013) с высоким содержанием серы 0,5% и 0,4 %.

Например, компания F.G.Wilson к использованию рекомендует высший и первый сорта всех марок топлива с цетановым числом от 45, содержанием серы не больше 0,2%, воды и присадок – 0,05%, плотностью 0,835 — 0,855 кг/куб. дм. Этим характеристикам соответствует горючее вида I Гост 305-82 (2013).

В договоре на поставку дизельного топлива на электростанцию обязательно указываются его физико-химические свойства: цетановое число, плотность, вязкость, температуру вспышки, содержание серы, зольность. Механические примеси и вода не допускаются вообще.

Для проверки качества поставленного горючего и соответствия его характеристик установленным государственным стандартом пределам определяют содержание нежелательных примесей и температуру вспышки. Если в работе оборудования наблюдаются сбои и его детали интенсивно изнашиваются, определяют и остальные показатели.

Гост 305-82 устарел и заменен, но и новый документ, введенный в действие с начала 2015 года, не так заметно изменил требования к дизельному топливу для быстроходных двигателей. Может быть, когда-нибудь такое горючее запретят к использованию вообще, но сегодня его еще используют как на электростанциях, так и на тепловозах, тяжелой военной технике и грузовых автомобилях, парк которых сохранился еще со времен Советского Союза.

Источник: http://fb.ru/article/242408/diztoplivo-gost---harakteristiki-diztopliva-po-gostu

Гост 305-82 топливо дизельное. технические условия — скачать бесплатно

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ Технические условияDiesel fuel . Specifications ГОСТ 305-82

Дата введения 01.01.83

Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов.

Топливо может содержать присадки, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

(Измененная редакция, Изм. № 3, Изм. № 6).

1. МАРКИ

1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:

Л (летнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше;

З (зимнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С);

А (арктическое) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

1.2. Исключен.

1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл. 1.

Таблица 1

Марка топлива Код ОКП
Л 02 5131
З 02 5132
А 02 5133

(Измененная редакция. Изм. № 6)

1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки 3 — массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А — массовая доля серы.

Примеры условного обозначения

Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой вспышки 40°С:

Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82

Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой застывания минус 35°С:

Топливо дизельное 3-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82

Топливо арктическое с массовой долей серы 0,2%:

Топливо дизельное А-0,2 ГОСТ 305-82

(Измененная редакция. Изм. № 6)

Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 4).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 2 .

Таблица 2

Наименование показателя Норма для марки Метод испытания
Л З А
1. Цетановое число, не менее 45 45 45 По ГОСТ 3122 или ГОСТ Р 52709
2. Фракционный состав: По ГОСТ 2177
50% перегоняется при температуре, °С, не выше 280 280 255
96% перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше 360 340 330
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт) 3,0-6,0 1,8-5,0 1,5-4,0 По ГОСТ 33
4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта
умеренной -10 -35
холодной -45 -55
5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны. По ГОСТ 5066 (второй метод)
умеренной -5 -25
холодной -35
6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле,   °С, не ниже: По ГОСТ 6356
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин 62 40 35
для дизелей общего назначения 40 35 30
7. Массовая доля серы, %, не более По ГОСТ 19121
вида I 0,20
вида II 0,05
8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01 0,01 0,01 По ГОСТ 17323
9. сероводорода Отсутствие По ГОСТ 17323
10. Испытание на медной пластинке Выдерживает По ГОСТ 6321
11. водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие По ГОСТ 6307
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более 40 30 30 По ГОСТ 8489
13. Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более 5 5 5 По ГОСТ 5985
14 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более 6 6 6 По ГОСТ 2070
15. Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,01 По ГОСТ 1461
16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более 0,20 0,30 0,30 По ГОСТ 19932
17. Коэффициент фильтруемости, не более 3 3 3 По ГОСТ 19006
18. механических примесей Отсутствие По ГОСТ 6370
19. воды То же По ГОСТ 2477
20. Плотность при 20°С, кг/м3, не более 860 840 830 По ГОСТ 3900
21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше, для климатической зоны: По ГОСТ 22254
— умеренной Минус 5 Минус 25
— холодной Минус 35 Минус 45
Читайте также  На какие классы делятся пожароопасные зоны

_______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52709-2007 «Топливо дизельное. Определение цетанового числа».

(Измененная редакция. Изм. № 6)

Примечания:

1. Допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З с температурой застывания минус 45 °С и цетановым числом не менее 40 только для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу продукции.

2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40°С.

3. Дизельное топливо вида II с массовой долей серы не более 0,05% вырабатывается и поставляется до 31.12.2008, при этом смазывающая способность (скорректированный диаметр пятна износа при температуре 60 °С) по ГОСТ Р ИСО 12156-1 должна быть не более 460 мкм.

Источник: http://www.gosthelp.ru/text/GOST30582ToplivodizelnoeT.html

Классификация ДТ в соответствии с техническим регламентом

В 2005 году в связи с принятыми государственными обязательствами по снижению экологической нагрузки от выхлопных газов, а также необходимость соответствовать требованиям европейских заказчиков при экспортных отгрузках вынудило разработать в России новый стандарт на дизельное топливо.

ГОСТ Р 52368-2005 дублирует все требования европейского стандарта EN 590:2004 (именно поэтому в обозначениях дизельного топлива, изготовленного по ГОСТ Р 52368-2005 обязательно присутствует слово «ЕВРО» и ссылка на «EN 590:2004»).

 Осенью 2009 года в Европе вступила в действие новая версия BS EN 590:2009. Основным отличиемее от прошлого стандарта является исключение видов дизтоплива с содержанием серы 50 мг/кг. Таким образом, в стандарте Евросоюза остается только одна норма по содержанию серы – не более 10 мг/кг.

В российском ГОСТ Р 52368–2005 норма содержания серы до 350 мг/кг существовала до 31 декабря 2011 г., а 50 мг/кг просуществует до 31 декабря 2014 г. У дизельного топлива с содержанием серы 10 мг/кг срок выпуска в оборот не ограничен. Итак, с 2012 г. нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает дизельное топливо с содержанием серы 10 и 50 мг/кг.

 2. Температура применения (климатическая зона, в которой дизельное топливо может применяться). Для умеренной климатической зоны дизельное топливо разделяют по шести сортам: А,В,С,D,E,F

Требования к топливу для умеренного климата

Наименование показателя

Сорт

A

B

C

D

E

F

Предельная температура фильтруемости,

°С, не выше

+5

-5

-10

-15

-20

Для районов с холодным климатом дизельное топливо условно разделяют на пять классов: 0, 1, 2 , 3, 4.

Термин «температура фильтруемости» также впервые введен новым ГОСТ Р 52368-2005 и обозначает ту температуру, ниже которой дизельное топливо не проходит с необходимой скоростью (расходом) через стандартный эталонный фильтр. 

Требования к топливу для холодного и арктического климата

Наименование показателя

Класс

1

2

3

4

Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

-20

-26

-32

-38

-44

Температура помутнения, °С, не выше

-10

-16

-22

-28

-34

Плотность при 15 °С, кг/куб. м

800-845

800-845

800-840

800-840

800-840

Кинематическая вязкость при 40 °С, кв. мм/с

1,50-4,00

1,50-4,00

1,50-4,00

1,40-4,00

1,20-4,00

Цетановое число, не менее

49,0

49,0

48,0

47,0

47,0

Цетановый индекс, не менее

46,0

46,0

46,0

43,0

43,0

Фракционный состав:

До температуры 180 °С, % (по объему), не более

10

10

10

10

10

До температуры 340 °С, % (по объему), не более

95

95

95

95

95

Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже

+55

+55

+40

+30

+30

Важно запомнить: «СОРТ» или «КЛАСС» — это параметр температурной характеристики, а «ВИД» — это параметр содержания серы в дизельном топливе.
Приведем несколько примеров условного обозначения топлива его расшифровку.

Пример 1. «ДТ Евро сорт F, ВИД II». Из этого обозначения мы узнаем, что дизельное топливо предназначено для умеренной климатической зоны (сорт F) — зимний сорт, а содержание серы в этом топливе не более 50 ррМ (мг/кг).

Пример2. «ДТ Евро класс 2,вид I». Cлово «КЛАСС» означает, что это топливо предназначено для холодной и арктической климатической зоны. Класс «2» показывает что предельная температура фильтруемости составляет минус -32 °С. Вид I говорит о том, что содержание серы не более 350 ррМ (мг/кг).

Сезонное применение дизельных топлив в регионах Российской Федерации в соответствии с требованиями к предельной температуре фильтруемости

Центральный федеральный округ

Применение дизельного топлива по предельной температуре фильтруемости

летний период

переходные весенний/осенний периоды

зимний период

сорт A

сорт B

сорт C

сорт D

сорт E

сорт F и класс 0

 класс 1

класс 2

класс 3

класс 4

не выше +5 °С

не выше 0 °С

не выше

-5°С

не выше -10 °С

не выше -15 °С

не выше

-20 °С

не выше

-26 °С

не выше -32 °С

не выше -38 °С

не выше-44°С

Белгородская обл.

С 15 апреля по 15 октября (6 мес)←  

С 15 марта по 15 апреля (1 мес)/ с 15 октября по 15 ноября (1 мес)

С 15 ноября по 15 марта (4 мес)→

Брянская обл.

С 1 мая по 30 сентября (5 мес)

С 1 по 30 апреля (1 мес)/ с 1 по 31 октября (1 мес)

С 1 ноября по 31 марта (5 мес)

Воронежская обл.

С 1 мая по 30 сентября (5 мес)

С 1 по 30 апреля (1 мес)/ с 1 по 31 октября (1 мес)

С 1 ноября по 31 марта (5 мес)

Курская обл.

С 1 мая по 30 сентября (5 мес)←

С 1 по 30 апреля (1 мес)/ с 1 по 31 октября (1 мес)

С 1 ноября по 31 марта (5 мес)

Липецкая обл.

С 1 мая по 30 сентября (5 мес)→

С 1 по 30 апреля (1 мес)/ с 1 по 31 октября (1 мес)

С 1 ноября по 31 марта (5 мес)

Орловская обл.

С 1 мая по 30 сентября (5 мес)→

С 1 по 30 апреля (1 мес)/ с 1 по 31 октября (1 мес)

С 1 ноября по 31 марта (5 мес)

Знаки → и ← обозначают, что рекомендуется применять топливо другого сорта или класса в случаях устойчивых среднесуточных повышенных или пониженных температур в данном районе.

В соответствии с климатическими условиями допускается изменение числа суток весеннего и осеннего переходных периодов в сторону зимы или лета по согласованию местной администрации с региональными службами Гидрометцентра.

Требования к дизельному топливу по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) следующие: 

Наименование показателя

Значение

1. Цетановое число, не менее

51,0

2. Цетановый индекс, не менее

46,0

3. Плотность при 15 °С, кг/куб.м

820 — 845

4. Полициклические ароматические углеводороды, % (по массе), не более

8,0

5. серы, мг/кг, не более, для топлива:

     вид I

350,0

     вид II

50,0

     вид III

10,0

6. Температура вспышки в закрытом тигле, °С, выше

55

7. Коксуемость 10%-ного остатка разгонки, % (по массе), не более

0,30

8. Зольность, % (по массе), не более

0,01

9. воды, мг/кг, не более

200

10. Общее загрязнение, мг/кг, не более

24

11. Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С) 6), единицы по шкале

Класс 1

12. Окислительная стабильность: общее количество осадка, г/куб. м, не более

25

13. Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С, мкм, не более

460

14. Кинематическая вязкость при 40 °С, кв. мм/с

2,00 — 4,50

15. Фракционный состав:

         при температуре 250 °С, % (по объему), менее

65

         при температуре 350 °С, % (по объему), не менее

85

         95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше

360

16. метиловых эфиров жирных кислот, % (по объему), не более

7,0

Источник: http://neftregion.ru/informaciya/klassifikaciya-dt-v-sootvetstvii-s-tekhnicheskim-reglamentom

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: