Как часто должна производиться проверка пожарных рукавов

Содержание

Испытания пожарных рукавов: порядок, сроки, периодичность :

Как часто должна производиться проверка пожарных рукавов

Пожарные рукава, имеющиеся на вооружении специальных подразделений, обеспечивают надежную эксплуатацию в условиях возникновения аварийных ситуаций. Они соответствуют положениям технических условий и ГОСТов. Запрещается эксплуатировать не отвечающие условиям техники безопасности экземпляры. Чтобы выявить и устранить появляющиеся во время работы отказы и неисправности, проводятся периодическое испытания пожарных рукавов.

Кстати, они относятся к оборудованию, от которого зависит эффективность тушения пожара. Исправность их определяется осмотром снаружи. Процедура осуществляется ежедневно при сдаче смены, после работы с ними ответственными специалистами. Каждому из рукавов присваивается инвентарный номер. Оборудование испытывают при вводе в эксплуатацию и через определенные периоды в процессе работы. Дату и результат манипуляций записывают в специальный журнал в обязательном порядке.

Особенности эксплуатации всасывающего типа рукавов

Эксплуатацией называется использование элементов для выполнения оперативных действий в аварийных условиях, обслуживание, учет, ремонт, порядок испытания пожарных рукавов. Всасывающие модели перевозят на пожарных машинах в специальных пеналах. В моторизованных помпах есть отведенные места для расположения этого вида оборудования.

На рукав наносится маркировка, содержащая информацию о производителе, тип стандарта, внутренний проходной диаметр. Кроме того, тут значится его длина, время изготовления, значение рабочего давления. Оборудование, прошедшее контроль, навязывается на соединительные головки проволокой из отожженных сталей диаметром от 1,9 до 2,6 мм или других антикоррозионных материалов.

После этого оборудование испытывается на герметичность в вакууме при гидравлическом давлении.

Запрещается комплектовать пожарные машины и моторизованные помпы неисправными и непроверенными элементами. Определяя пригодность, производят испытания пожарных рукавов. Для хранения оборудования в пеналах предусматриваются подкладочные материалы в виде лент. Извлекают рукава из места транспортировки бережно.

Не допускается резкое бросание на землю из-за опасности получить разрыв или трещины. Чтобы не образовывались ледяные пробки в зимнее время при длительной работе, рекомендуется к свободному патрубку насоса подсоединить напорный рукав и часть воды сбрасывать обратно в водоем. При составлении всасывающей линии не допускается попадание в места соединения песка или грязи.

Кроме того, нельзя шланг перегибать, механически нагружать и волочить по грунту.

Ремонтные работы по всасывающим рукавам

Рукава ремонтируют, если нарушена целостность. Поломку выявляет испытание пожарных рукавов, сроки которого строго соблюдаются. На оборудовании просматриваются сколы, трещины, глубокие царапины, смятие. Если наблюдается послабление стягивающих хомутов к всасывающим головкам, то их укрепляют гаечным ключом и контргайкой. Ремонт производится двумя способами: наложением кусков в виде заплат снаружи рукава при помощи клеевого состава или применением метода вулканизации.

Эксплуатация оборудования в виде напорных рукавов

Напорные рукава надлежит перевозить в кузове автомобиля с соблюдением инструкции. Маркировочная разметка наносится не далее чем на 15 см от наружного конца скатанного шланга.

Она содержит данные об изготовителе, внутреннем рабочем диаметре, длине скатанного участка, сроке выпуска, стандарте и типе. На другом свободном конце наносится информация о производителе.

Периодичность испытания напорных пожарных рукавов начинает отсчет со дня изготовления на заводе. Об этом свидетельствует сопровождающий паспорт. В нем описываются:

  • дата выпуска;
  • наименование и буквенное определение технических условий;
  • номерные показатели партии;
  • число мест в ней;
  • внутренний диаметр оборудования;
  • общая длина переданных напорных шлангов;
  • штамп ОТК с заключением о годности.

Для транспортировки скатки рукава закрываются специальными водонепроницаемыми чехлами. При прокладке для срочной подачи воды на горящий объект их не перегибают, стараются обойти горящие места и поверхности, залитые расплавленными смолами и химикатами. В лестничных пролетах их пропускают между маршами. Для перекидывания через острые перегородки применяют специальные подкладки в виде седла.

Если испытание напорных пожарных рукавов не выявило никаких дефектов, но во время тушения огня произошло нарушение герметичности, то это исправляют накладыванием ленточных или корсетных зажимов. Их снимают после окончания спасательной операции, а место появления течи отмечают химическим карандашом. В зимнее время не разрешается скатывать напорный шланг без стравливания воды. Если из-за халатности происходит промерзание по всей длине, то его транспортируют без перегибов на прицепах или санях.

Ремонт напорных шлангов

Если гидравлические испытания пожарных рукавов выявляют несоответствие стандартным требованиям, то шланги ремонтируют. В процессе эксплуатации на горящем объекте они часто получают повреждения в виде прогоревших участков, проколов, трещин, разрывов. Все дефекты подлежат ремонту вулканизацией сырой резиной. На них также накладывают заплаты с применением клея. Кроме того, целостность восстанавливается путем применения хлоритовой ткани.

Технология хранения всасывающих и напорных шлангов

На хранение в течение определенного периода поступают только полностью высушенные рукава. При этом обращают внимание на следующие факторы:

  • Не хранят пожарные шланги вблизи от оборудования, выделяющего озон.
  • Нельзя располагать их вблизи излучателей ультрафиолета.
  • Уложенные рукава для хранения защищают от воздействия прямых лучей солнца.
  • Не разрешается попадание на оборудование масел, бензина, керосина. Запрещено соприкосновение с паром.
  • Всасывающий тип шлангов хранят на стеллажах параллельными связками высотой до 1 м. При этом соблюдается температура: от 25 до 30 ºС.
  • Напорные шланги, смотанные в скатки, хранятся в вертикальном положении. Под них выполняются специальные поддоны, чтобы избежать трения с острыми краями. Иногда после неправильного хранения некоторые элементы не выдерживают испытания пожарных рукавов.
  • Не разрешается на стеллажах со шлангами хранить другие предметы.

Испытание пожарных рукавов. Периодичность

Периодичность напрямую зависит от особенностей применения. Резервное пожарное оборудование, не бывшее в работе, испытывается после окончания действия гарантийного времени хранения. Напорные шланги в производственных цехах подлежат проверке раз в полгода.

Обязательно проверяются рукава напорного и всасывающего типа после обнаружения дефектов и их устранения. На специализированных предприятиях производится испытание. Проверка пожарных рукавов не должна происходить с нарушением временных сроков.

Их устанавливают с учетом методических рекомендаций, составленных МЧС в ноябре 2007 года.

Внешнее исследование пожарных рукавов

Внешняя проверка всех типов рукавов производится не реже одного раза в 30 дней. А также после использования для устранения возгорания. Сроки испытания огнетушителей и пожарных рукавов, хранящихся в резерве, с точки зрения внешнего осмотра определяются периодичностью не реже одного раза за год. Внешний мониторинг производят с целью выявления повреждений наружных стенок, просветов, сколов трещин и других дефектов.

Проверку выполняют при температуре +15…+35 ºС. Относительная влажность воздуха должна колебаться от 46 до 75%. Вся партия обычно не проверяется. Исследуют только три случайно выбранных образца. Проверка на отслоение впервые производится после второго года службы рукавов. Шланг наполняют водой и измеряют вакуумметром. Определить отслоение внутреннего шара удается иногда только на второй раз. Повторное наполнение жидкостью, используя насос, покажет большую степень разрежения.

Проверка на герметичность

Испытание пожарных рукавов на пропуск воды через стенки рукавов производится на тех шлангах, которые после ремонта не выдержали проверку на визуальный осмотр. Помимо этого, на мониторинг отправляют экземпляры, которые находятся в работе примерно раз в полгода. Резервный запас пожарного оборудования, хранящегося на складе, подлежит гидравлической проверке после окончания гарантийного срока.

Порядок проведения гидравлического испытания

За все время проведения испытаний и после их завершения на стенках рукавов не должно быть разрывов, вздутия слоев, просветов. Металлическая оплетка находится в целостном и не деформируемом состоянии. Рукава, которые не выдержали проверку давлением, отбраковывают. Процедура проходит следующим образом:

  • Испытание проводят избыточным рабочим давлением. Один конец шланга присоединяют к напорному водопроводу. Второй – перекрывают заглушкой с краном для стравливания воздуха.
  • Кран не закрывают до тех пор, пока жидкость полностью не наполнит шланг.
  • На протяжении 10 минут происходит повышение давления. Его измеряют и поддерживают в том объеме, который рекомендуется нормами для испытания рукавов данного диаметра и типа.

Напорный тип рукавов, эксплуатируемый на передвижных автомобилях, испытывают при давлении 1 МПА. Но это еще не все. Для тех рабочих вариантов, которыми оснащены автомобили с высоким давлением, размер нагрузки при испытании поднимают до 3 МПА. Для рукавов из льна и джута этот показатель равен 0,3-0,4 МПА в течение 5 минут. После испытания рукава осматривают. Второй сорт допускает наличие свищей по длине не более 2 см. Первый их не предусматривает вовсе.

Рукава, прошедшие испытания без повреждений, сушатся. А на новые шланги делают паспорта и передают в работу, не нарушая порядок. Сроки испытания пожарных рукавов пересматривают и корректируют после каждого ремонта и обслуживания. Два раза в год выполняют проверку при сезонном мониторинге всего оборудования.

Перекатка пожарных шлангов и навязка головок

Для сохранения рукавов в рабочем состоянии производится не только испытание пожарных рукавов. Периодичность перекатки оборудования определяется проведением операций через промежуток от 3 до 12 месяцев. Каждый квартал (3 месяца) перематывают рукава, находящиеся для работы в автомобилях. Пожарные шланги, содержащиеся в помещении, перекатывают один раз за год.

Читайте также  Ежеквартальный акт проверки пожарной сигнализации образец

Эту проверку часто совмещают с гидравлическим мониторингом. Периодичность испытания пожарных рукавов составляет один раз в год на водоотдачу. При этом навязка соединительных всасывающих головок производится при введении шланга в работу. Гидравлическое испытание по плану, показавшее течь, говорит о необходимости присоединить ее повторно и подвергнуть новому испытанию.

Техническое обслуживание рукавов в эксплуатации

Для поддержания пожарных шлангов в работоспособном состоянии проводится комплекс мер профилактического технического обслуживания. Производится осмотр, после которого неисправные экземпляры отправляют на ремонт. Для хранения, профилактического обслуживания и одновременного ремонта создаются рукавные посты (базы). Или это делается в частях. Пожарные рукава, привезенные сюда, подвергаются на входе контролю соответствия размеров. Проверяется маркировка и штамп отдела трудового контроля.

https://www.youtube.com/watch?v=gaqFSzvppJg

Поступившие на базу рукава с пожара в зимний период в обязательном порядке оттаивают в теплом помещении до полого размораживания. Допускается опущение шлангов в емкости с горячей водой. В такой же ванне происходит отмачивание испачканных рукавов от загрязнений. После оттаивания и замачивания они отправляются на мойку.

Все типы напорных рукавов в обязательном порядке чистят в специальной машине. Шланг через входное окно заправляется в машину, закрепленную на краю ванны. После выставления меток в рабочее положение закрывают кожух аппарата и приводят его в действие нажатием кнопки.

Иногда для полного очищения рекомендуется повторить процедуру.

Скатка рукава в одинарное или двойное колесо выполняется после полного высушивания. Иногда она производится механизированным способом с применением специального приспособления. В нем начало рукава надевается на нижнюю катушку. И он наматывается в один слой до середины. Она помещается в разъем верхней катушки, после чего скатка идет вторым слоем.

Ремонт рукавов способом вулканизации

Для проведения операции требуется вулканизирующий аппарат. Таким методом ремонтируют льняные и прорезиненные поверхности пожарных шлангов, имеющих поперечные или продольные разрезы. Чтобы выполнить ремонт, необходимы следующие инструменты:

  • жесткая щетка;
  • молоток, ножницы, острый нож;
  • подкладки из дерева в количестве 5 шт.;
  • кисточка для нанесения клея;
  • бензин, клей;
  • иголки с широким ушком и суровые нитки.

Процедура проводится следующим образом. Сначала разрыв зашивается суровыми нитками. При этом стежки накладываются крестообразно. Начало шва располагается на расстоянии не менее 2 см от края разреза. Между стежками должно быть около 8 мм.

После завязывания узелка молотком простукивают шов, выравнивая его. Заплату делают из поверхности старого рукава. Ее размер превышает разрез по длине на 6 см, по ширине – на 5. Льняные заплаты не обрабатывают, а на прорезиненных убирают резиновый слой.

Приклеиваемую поверхность высушивают и очищают от пыли.

Для приготовления клеевой массы растворяют в бензине сырую резину в соотношении 3:1. Затем отстаивают около суток, перемешивают. Доливают столько же бензина и выдерживают еще 3 часа. Далее перемешивают – и клей готов. Место разреза и вокруг него обезжиривают любым растворителем.

Клей наносят до 7 раз, тщательно просушивая каждый слой на рукаве и заплате. Последний шар не сушат, а соединяют поверхности и равномерно прижимают, легко простукивая молотком.

После этого склеиваемый участок помещают в вулканизационное оборудование, фиксируют струбциной и выдерживают при температуре до 140 ºС около 40 минут.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-ispytaniya-pozharnyx-rukavov-poryadok-sroki-periodichnost.html

Срок годности пожарных рукавов: сроки испытания пожарных рукавов, проверка пожарных рукавов, требования к рукавам пожарным

Пожарные рукава являются действительно значимой частью техники, применяемой для ликвидации возгорания. Именно поэтому очень важно постоянно отслеживать, соответствует ли данное изделие всем действующим на данный момент нормам.

Сегодня пожарные рукава, представленные на нашем сайте, должны соответствовать требованиям, которые были утверждены соответствующими инстанциями.

  • Конструкция должна быть в нормальном состоянии, дабы можно было без проблем транспортировать используемые для ликвидации пожаров вещества непосредственно к месту. При этом следить за этим важно, какой бы моделью вы не располагали.
  • В состав пожарных рукавов обязательно входят специальные головки. Они должны быть в отменном состоянии, поскольку только так можно будет добиться прочного соединения непосредственно рукава с иным пожарным устройством.
  • Важно отслеживать соответствие пожарных рукавов установленным эксплуатационным, техническим, прочим нормам.

В том случае, если все три требования соблюдаются, можно будет пользоваться пожарными рукавами, не беспокоясь об их состоянии.

Срок годности пожарных рукавов

Срок годности современных пожранных рукавов, основные модели которых представлены в наших каталогах, составляет около 20 лет. Именно поэтому их приобретение действительно выгодно, поскольку вы вкладываете средства один раз, а пользоваться пожарными рукавами сможете на протяжении длительного времени.

Несомненно, необходимо понимать, что срок годности пожарных рукавов довольно сильно зависит от того, насколько правильно осуществляется эксплуатация, правильно ли осуществляется хранение. На срок годности также влияет и то, какое именно сырье было использовано в процессе изготовления.

Дабы исключить проблемы, расходы на ремонт и восстановление, обязательно нужно своевременно проводить испытания. Они позволят вам понять, присутствуют ли неполадки, дефекты. Учтите, что необнаруженные своевременное дефекты могут оказать пагубное влияние на надежность рукавов, создать немало проблем во время использования.

Более детальные данные, касающиеся срока эксплуатации рукавов пожарных, вы сможете найти в документации, которая идет в комплекте.

Испытание пожарных рукавов

Все поставляемые сегодня модели пожарных рукавов в обязательном порядке проходят определенные испытания, позволяющие выявить дефекты, если таковые имеются, определить работоспособность, прочее. Испытания проводятся сразу после изготовления, после проведенного ремонта, а также при использовании в особо сложных ситуациях.

Изначально производятся испытания, позволяющие выявить, герметично ли оборудование. Обязательно проводиться осмотр. Особое внимание уделяется стыкам, местам, где рукав соединяется с иными элементами. Дабы повысить результативность испытаний, могут подключаться технические средства, может подаваться вода.

Обязательно пожарные рукава испытываются на устойчивость к высокому давлению. Для того чтобы получить более точные данные, осуществляется стандартная, используемая для ликвидации возгорания система. Далее подается вода. При этом меняют уровень давления, пока оно не достигнет 0,8 МПа.

На каждом уровне нужно делать задержку на несколько минут, дабы посмотреть, насколько прочен пожарный рукав, не формируются ли трещины при таком давлении. Для того чтобы исключить в процессе образование гидравлических ударов, желательно, пользоваться манометров, прошедшим поверку.

Во время проведения испытаний необходимо руководствоваться данными, представленными в документах, которые идут в комплекте с пожарными рукавами.

Сроки испытания пожарных рукавов

Каждое пожарное оборудование имеет определенные сроки испытания. Что касается пожарных рукавов, то в данном случае они должны осуществляться ежегодно. Только в этом случае вы сможете пользоваться всеми их свойствами, преимуществами.

В некоторых случаях сроки могут варьироваться. Это происходит в том случае, если пожарные рукава эксплуатируются более интенсивно, либо же длительное время вообще не применяются. В этом случае обязательно нужно консультироваться со специалистами, дабы исключить ошибочные действия.

Проверка пожарных рукавов

Своевременная проверка пожарных рукавов дает возможность выявить все имеющиеся неисправности, а также быстро их устранить. Во время проверки особое внимание сосредотачивают на целостности чехла, герметичности соединений. Дополнительно проводиться оценка того, насколько соответствуют пожарные рукава современным нормативам, требованиям. Желательно, проводить проверку несколько раз в год.

Проверка на герметичность производиться в несколько этапов. Так, изначально производиться тщательный осмотр, позволяющий выявить видимые трещины, иные дефекты. Затем рукав присоединяется к системе, а также осуществляется подача воды. Такой подход дает возможность выявить микротрещины, неплотное соединение, прочее. Проверка обязательно должна выполняться, если рукава пожарные интенсивно эксплуатировались на протяжении определенного срока.

Таким образом, чтобы вы смогли нормально пользоваться пожарными рукавами, вам необходимо своевременно проводить их проверку, испытания, принимая во внимание рекомендации производителей, данные из технической документации.

Купить пожарные рукава по низкой цене вы можете тут: http://spb.5050562.ru/shop/pozharnoe-oborudovanie/rukava-pozharnye/

Источник: http://spb.5050562.ru/articles/srok_godnosti_pojarnyih_rukavov_sroki_ispyitaniya_pojarnyih_rukavov_proverka_pojarnyih_rukavov_trebovaniya_k_rukavam_pojarnyim.html

Правила эксплуатации пожарных рукавов, их хранение и классификация

Пожарные рукава – это приспособления, которые используются для борьбы с огнем. Они применяются для транспортировки огнетушащего жидкого вещества, воды или пены на значительные расстояния. От водяных гидрантов, различных водоемов, автоцистерн до очага возгорания.

Внешне пожарные рукава выглядят как гибкие трубопроводы, изготовленные из эластичных материалов повышенной прочности. На концах они оборудованы соединительными муфтами или специальными головками распылителями.

Как при эксплуатации, так и при хранении пожарных рукавов необходимо соблюдать определённые условия. Необходимо производить периодические проверки и испытания.

Существуют следующие типы пожарных рукавов:

  • Напорный;
  • Напорно-всасывающий;
  • Всасывающий. 

Напорный

Используются для подачи огнетушащего состава непосредственно в очаг возгорания. Они могут транспортировать как в воду, так и специальные пенообразующие составы. Различные виды могут выдерживать давление от 2 до 8 атмосфер.

Напорными рукавами комплектуются автоцистерны МЧС, корабли, поезда, пожарные шкафы в зданиях и сооружениях.  Способ хранения — компактная скатка или размещение на катушке для более быстрого и удобного разматывания. Длина может доходить до 20м.

Производится в довольно широкой номенклатуре диаметров пожарных рукавов: 51, 66, 77, 89, 150 мм.

Соответствует ГОСТ 51049-97 и НПБ 152-2000. Согласно нормативам различают напорные изделия с армирующим каркасом – чехлом из:

  • Натуральных волокон:
  • Синтетических материалов:
    • Прорезиненные – оборудованы только слоем гидроизоляции внутри без внешнего покрытия;
    • Латексированные – из гидроизоляционного материала состоит не только внутренний слой, но и пропитка армирующего;
    • С двусторонним покрытием из полимеров (полиуретан, полипропилен).

Изделия из натуральных волокон морально устарели и применяются все реже. Это обусловлено сложностями в их хранении и использовании.

Прежде всего, они подвержены гниению, гидравлические потери от прохождения воды довольно высоки, следовательно, пропускная способность пожарных рукавов такого типа несколько ниже, в условиях низких температур их эксплуатация также довольно затруднительна ведь после каждого использования их необходимо тщательно сушить.

Однако есть и преимущества: эти изделия в сухом состоянии очень легкие, а их скатки малогабаритны, во время использования происходит перколяция – просачивание воды сквозь ткань. Увлажненный шланг имеет более высокую стойкость к экстремальным температурам на пожаре.

Читайте также  Какие документы нужны для проверки пожарной безопасности

Современные изделия из синтетики имеют различную структуру.

С двухсторонним покрытием

  1. Армирующий каркас в качестве материала выступает сетка из натуральных волокон;
  2. Внутренний слой гидроизоляции, снижающий трение воды, обеспечивает минимальные потери напора;
  3. Наружный слой для термической и механической защиты материала от истирания и влияния солнечных лучей.
  4. Армирующий каркас состоит из синтетических волокон, выполняет функцию внешнего защитного покрытия.
  5. Внутренняя резиновая камера вставляется внутрь каркаса.
  6. Соединительная прослойка из специального клея. 

Прорезиненный

Дополнительную прочность всей конструкции придает вулканизация, которую производят под давлением до 0,4 МПа, раскаленным до 120° паром, пропущенным через внутренний слой.

Латексированный

  1. Армирующая сетка состоит из синтетических волокон;
  2. Внутренний гидроизоляционный слой из латекса;
  3. Сетка пропитана латексом, который выступил за ее пределы и образовал внешнее защитное покрытие.

Такое строение придает изделию большую целостность и предотвращает отклеивание слоев под воздействием высокой температуры.

Длина напорных шлангов составляет от 10 до 25 м. При этом рабочее давление в пожарном рукаве зависит от его диаметра. Для наиболее распространенных – напорных, диаметром 51 и 66 мм оно составляет 1,6 МПа. Для шлангов диаметром 89 и 150 мм 1,4МПА и 1,2 МПа соответственно. При этом масса 1 м погонного изделия изменяется от 0,45 кг до 0,75 кг с увеличением внутреннего диаметра.

к оглавлению ↑

Напорно-всасывающий и всасывающий

Всасывающие — предназначены для подвода средств огнетушения к всасывающим патрубкам насосных установок. Имеют более прочную конструкцию, состоящую из резиновой камеры с несколькими защитники слоями из текстиля. Для придания большей жесткости изделию внутри имеется металлическая спираль и защитная промежуточная прослойка. Основное применение данных изделий, это наполнение автоцистерн из открытых источников воды. Длина пожарного рукава не превышает 4м. при диаметре 125 мм.

Напорно-всасывающие рукава — универсальные приспособления, которые могут использоваться, когда подачи воды в автоцистерну непосредственно из источника, так и для перекачки огнетушащей жидкости из трубопровода. Напорно-всасывающие рукава состоят из нескольких слоев текстильной оболочки на проволочном каркасе. Длина 4м при диаметре 77 мм.

  1. Наружный защитный слой из текстиля;
  2. Промежуточный защитный текстильный слой;
  3. Гидроизоляционная внутренняя камера из резины;
  4. Армирующая проволочная спираль;
  5. Промежуточный гидроизоляционный слой из резины;
  6. Соединительный текстильный слой
  7. Соединительный оголовок.

     

Длина напорно-всасывающих рукавов ограничена 4 м, это максимальная величина пенала на пожарном автомобиле.

Изделия диаметром от 77 мм используются для устройства магистральных линий водоснабжения. Рукава диаметром 51 и 66 мм применяются в качестве рабочих, их используют для непосредственного пожаротушения.

к оглавлению ↑

Климатическое исполнение

Материал чехла и толщина покрытий зависит от того в каком регионе будет эксплуатироваться рукав:

  • Регионы, размещенные в умеренной и тропической зоне (ТУ1) – диапазон рабочих температур -30°С — +40°С;
  • Регионы, размещенные в умеренной зоне (У1) – диапазон рабочих температур -45°С — +40°С;
  • Регионы, размещенные в умеренной и холодной зоне (УХ1) — диапазон рабочих температур -60°С — +40°С.

к оглавлению ↑

Маркировка

По месту использования различают рукава для применения в:

  • РПМ – пожарных автомобилях;
  • РПК-Н – пожарных гидрантах находящихся вне помещений;
  • РПК-В — пожарных гидрантах находящихся внутри помещения. 

Маркировка пожарных рукавов, пример:

РПК-Н-65-3,0-ИМТ-УХЛ1 – рукав пожарный для наружных пожарных кранов, диаметром 65 мм, имеющий максимальное рабочее давление до 3 МПа, повышенной износостойкости, маслостойкости, термостойкости, предназначенный для эксплуатации в холодных и умеренных регионах.

к оглавлению ↑

Эксплуатация, испытания и перекатка

Периодическая проверка пожарных рукавов должна осуществляться в соответствии с ранее разработанным и утвержденным планом проведения испытаний. Существует несколько разновидностей проверки.

Визуальная. Осуществляется ежемесячно для используемых изделий. Все используемые рукава подлежат тщательному визуальному осмотру после каждого применения. Для изделий, используемых в пожарных шкафах, допускается визуальный осмотр один раз в год. Результатом проверки может стать выявление различных дефектов: трещин, пробоев, деформаций, отслаиваний. Необходимо обратить внимание на изменение цвета поверхности. На этих проблемных участках в результате эксплуатации могут появиться более серьезные дефекты.

На герметичность конструкции. Является плановой и должна производиться не реже двух раз в год, по завершении периода гарантийного хранения неиспользуемого изделия или если в результате визуальной проверки возникли сомнения в целостности пожарного рукава. Проверка на герметичность конструкции осуществляется методом гидравлического испытания, которое может осуществляться рабочим напором или избыточным давлением. Испытания производятся в такой последовательности:

  1. Рукав подсоединяют к устройству (насосной станции), которое может нагнетать воду под высоким давлением и имеет приспособления для замера давления (манометры);
  2. Включается подача жидкости, которая должна заполнить рукав полностью, после чего выходное отверстие перекрывается плотной заглушкой;
  3. В зависимости от степени предполагаемой неисправности, давление постепенно повышается до определенного уровня.

В процессе осуществления испытаний вплоть до их завершения на поверхности рукава не должно наблюдаться вздутий, разрывов, протечек. При наличии в конструкции рукава металлической спирали, она должна сохранять прежнюю форму. Если рукав не соответствует хотя бы одному из заявленных требований, он подлежит ремонту или списанию.

На отслоение. Выполняется в основном для всасывающих рукавов. Позволяет выявить отслоение резиновой части внутри изделия. При проведении испытания специальный насос включается для создания вакуума внутри изделия. Если при этом вода не поступает в бак, а вакуумер зафиксировал повышенный уровень разряженной атмосферы внутри, то можно с уверенностью сказать о наличии отслоения и необходимости ремонта оборудования.

Гарантийный срок эксплуатации пожарных рукавов регламентируется компанией производителя и зависит от интенсивности использования и условий хранения. Использование и хранение должно производиться согласно методическим указаниям МЧС принятым 14 ноября 2007 «Организация и правила эксплуатации пожарных рукавов».

Согласно этому руководству хранение изделий недопустимо в следующих условиях:

  • Вблизи установок, генерирующих озон;
  • Под воздействием прямого солнечного света или искусственных лучей с ультрафиолетом в спектре;
  • Следует избегать попадания на защитную оболочку масел, кислот и щелочей, а также длительное воздействие высокой температуры или пара; 

Гидравлические испытания пожарных рукавов любого типа производятся после окончания указанной в паспорте гарантии изготовителя, для проверки пригодности к дальнейшей эксплуатации. А также после ремонта или обнаружения дефектов на внешнем защитном слое. Рукава, гарантийный срок которых закончился, испытывают раз в год. Эту процедуру совмещают с испытанием пожарного водопровода.

Периодичность перекатки пожарных рукавов зависит от условий хранения и области применения. Для скаток, находящихся в пожарном автомобиле или в резерве, период составляет 3 мес. Для изделий, предназначенных для внутренних гидрантов и хранящихся в закрытых ящиках, не менее 2 раз в год.

На видео показана процедура перекатки пожарного рукава на новое ребро:

Пожарные рукава являются ключевым приспособлением для тушения пожаров, поэтому к их выбору, хранению и обслуживанию необходимо подойти ответственно.

Источник: http://ohranivdome.net/pozharnaya-signalizatsiya/sredstva-pozharotusheniya/pravila-ehkspluatacii-pozharnykh-rukavov-ikh-khranenie-i-klassifikaciya.html

Правила испытания пожарных рукавов

Оперативность и эффективность тушения пожаров различных категорий во многом зависят от технического состояния и пригодности того или иного оборудования или его составных частей. Одними из наиболее необходимых составляющих системы тушения пожаров являются пожарные рукава.

Эти изделия, как компонент противопожарной безопасности, подлежат обязательной проверке и испытаниям, периодичность которых определяется в специальных нормативных и регламентирующих документах. Целостность и пропускная способность пожарных рукавов в конечном итоге влияют на обрабатываемую площадь и общее время тушения возгорания.

Опробование системы

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок использования, хранения и обслуживания пожарных рукавов, является специальное руководство по их эксплуатации. Периодические испытания этих компонентов системы пожаротушения направлены на поддержание их функциональности и исправного технического состояния, проверку герметичности и пропускной способности.

Перед проверкой пожарных рукавов в действии ответственное лицо должно сначала произвести внешний осмотр со всех сторон рукава на предмет наличия потертостей, механических повреждений, перекручивания, которое может впоследствии стать причиной разгерметизации, а также наличия на поверхности рукава инородных химических компонентов (пятен технического масла, нефтепродуктов и других химических элементов). Кроме того, рукава исследуются и изнутри, насколько это позволяет возможность.

Визуальное исследование пожарных рукавов также должно быть направлено на выявление возможных отслоений резинового слоя, проверку или ревизию мест соединений рукава и соединительных элементов по всей его длине.

Непосредственная процедура фактического испытания рукавов утверждена как необходимая и неотъемлемая процедура в следующих случаях, а именно:

  • при установке нового пожарного рукава и принятия его в эксплуатацию;
  • после осуществления планового обслуживания или ремонтных работ, которые связаны с восстановлением герметичности или соединением нескольких отрезков при помощи соединительных элементов;
  • после применения рукава при тушении пожара с повышенным уровнем сложности (высокая температура, использование при тушении специфического материала или веществ), а также в случае обнаружения признаков попадания на поверхность рукава активных химических элементов в процессе его эксплуатации.

В соответствии с требованиями нормативных и регламентирующих документов испытывать необходимо рукава поочередно по одному экземпляру. Допускается испытания двух пожарных рукавов при условии использования независимого водосборника.Далее специалистами производится сборка всей конструкции пожаротушения по двум допустимым схемам.

Первая из них требует наличия пожарной автоцистерны, непосредственно самого рукава и конечной заглушки. Во втором случае в описанную схему добавляется независимый водосборник. На конечном этапе монтажа закрытой линейной магистрали производится надежная герметизация всех соединений и составляющих элементов.

На следующем этапе, когда линия рукава полностью готова к испытанию, осуществляется нагнетание давления внутри его при помощи вакуумного механизма в пожарном автомобиле. При этом показатель внутреннего давления должен составлять не менее 0,08 МПа.

При достижении этого показателя специалисты, осуществляющие осмотр, оценивают поверхность рукава на возможное наличие неровностей, подтеков или сильно деформированных участков. Среднее время, на протяжении которого осуществляется проверка целостности под давлением пожарных рукавов составляет в среднем пять минут. После окончания испытаний пожарных рукавов на предмет герметичности следует дополнительно осмотреть их на предмет целостности и состояния защитной поверхности.

Ответственные лица обязаны вести специальные карточки на каждый из имеющихся рукавов. Результаты проводимых испытаний заносятся в этот документ и утверждаются комиссией. При неудовлетворительных результатах испытания пожарные рукава могут быть отправлены в специализированные центры для проведения ремонтных работ или восстановительного обслуживания. В случае же невозможности проведения ремонта или достаточно долгой эксплуатации такие изделия подлежат утилизации.

Проверка напорных рукавов

Требования к испытаниям напорных пожарных рукавов несколько отличаются от обычных. Так, помимо условий, при которых испытываются стандартные пожарные рукава, напорные должны тестироваться в случае использования их реже, чем один раз на протяжении года. Кроме того, напорные рукава после каждого применения дополнительно испытываются на состояние рабочего давления.

При испытаниях этого типа рукавов также используется насосное оборудование пожарных автомобилей. Для напорных пожарных рукавов применяется давление в диапазоне от 0,2 до 0,4 МПа, а среднее время, на протяжении которого осуществляется испытание одного изделия, составляет все те же пять минут.

При сборке магистрали на одном ее конце может устанавливаться либо заглушка с запорным краном, либо подключается разветвление. К цистерне автомобиля рукав присоединяется через соединительный элемент, который оборудован специальным манометром. Особое внимание уделяется герметичности всех соединений.

После того как вода полностью заполнила систему с напорным рукавом, и воздух был полностью удален из нее, осуществляется постепенное нагнетание давления до указанных выше показателей.

Эта процедура по продолжительности занимает около двух минут. Далее на протяжении еще двух минут давление удерживается и затем опускается до ноля. На заключительном этапе давление снова постепенно поднимают до указанной отметки на протяжении трех минут и удерживают его на протяжении тех же трех минут.

Показания результатов испытания напорных рукавов также заносятся ответственными лицами в специальные карточки.

Стоит заметить, что технические паспорта на изделия различных производителей могут предусматривать разные максимально допустимые показатели давления, при которых следует выполнять испытания, поэтому особое внимание следует уделять ознакомлению с инструкцией по безопасности и эксплуатации того или иного рукава.

Периодичность исследования

Во многом периодичность испытания зависит от места и условия их использования или хранения. В силу того, что продукция различных изготовителей этой продукции отличается теми или иными эксплуатационными и техническими особенностями, сроки проведения испытаний также разнятся. В сопроводительной и технической документации к каждому отдельно взятому типу рукавов указывается необходимая периодичность проведения испытания.

В соответствии с нормами государственной противопожарной службы периодичность испытания напорных пожарных рукавов в среднем должна составлять не реже чем один раз в полгода. В конкретных случаях следует руководствоваться требованиями технической документации на конкретное изделие.

Потери напора воды

В соответствии с техническими показателями гораздо более эффективным является параллельное соединение противопожарной магистрали с участием пожарного рукава. Общий показатель сопротивления в этом случае гораздо ниже в отличие от функционирования одной линии.

Для определения общего показателя потери напора в пожарных рукавах учитываются потери при прохождении соединительных элементов рукавов. Для этого используется общепринятая формула, согласно которой объем потерь силы напора равен делению показателя скорости воды в квадрате (м/с) на двойной показатель ускорения свободного падения, и умножению результата на коэффициент потерь в соединительном элементе.

При расчете же коэффициента уменьшения силы напора по длине всего рукава используется так называемая формула Дарси Вейсбаха. При этом рассчитанный коэффициент линейного сопротивления умножается на результат деления длины пожарного рукава на показатель его диаметра, при этом все данные применяются в метрах. Затем результат необходимо умножить на результат деления расхода литров в секунду в квадрате на (0,785*d²)²*2g.

Источник: https://ProtivPozhara.com/oborudovanie/inventar/ispytanie-pozharnyx-rukavov

Пожарные рукава: назначение, классификация и порядок испытания

Пожарные рукава используются для транспортировки веществ для гашения пожара. Такие изделия могут быть всасывающими (напорно-всасывающими) и напорными. Для обеспечения пожарной безопасности в каждом здании, в независимости от его предназначения, имеются пожарные рукава, назначение, классификация и порядок испытания которых отличаются.

Рукава всасывающего и напорно-всасывающего типа

Такие приспособления применяются для забора воды из источника, при этом процесс не обходится без использования пожарного насоса. Таким образом, посредством пожарного шланга осуществляется транспортировка воды для гашения пожара.

Что касается напорно-всасывающих изделий, стоит отметить, что с их помощью выполняется забор воды из источника, при этом используется пожарный насос. Вода также может забираться из системы водоснабжения. Её транспортировка такая же, как и в первом случае.

Эти два вида рукавов используются совместно с пожарным оборудованием специальных машин, в которых по ГОСТам должны быть эти приспособления. Для гашения пожаров применяются приспособления классов В и КЩ.

Особенности напорных рукавов

С помощью напорных шлангов осуществляется транспортировка огнетушащих веществ для гашения пожаров при условии избыточного давления. Этот вид изделия должен отвечать требованиям ГОСТ 51049-97 и НПБ 152-2000.

Для изготовления напорного шланга используют тканный или ткано-вязанный каркас, а также внутреннее изоляционное покрытие. Кроме этого применяются нити химического и натурального происхождения.

Для производства внутреннего гидроизоляционного покрытия могут использоваться различные виды резины, в том числе латекс, полиуретан и прочие полимерные материалы. Как правило, напорные рукава, имеющие каркас из натуральных нитей, не имеют внутреннего гидроизоляционного покрытия.

В соответствии с назначением изделия, его каркас может иметь внешнее защитное покрытие или специальную пропитку.

По своему назначению напорные шланги могут быть:

  • для укомплектования пожарной машины с обозначением РПМ;
  • для подсоединения к наружным и внутренним пожарным кранам зданий и сооружений, РПК-Н и РПК-В.

Также есть разделение по степени стойкости к внешним воздействиям:

  • рукава простого исполнения;
  • изделия специального исполнения, которые могут быть износостойкими, маслостойкими и термостойкими.

Второй вид приспособлений отличается повышенной стойкостью, а именно к истиранию, воздействию масел и нефтепродуктов, а также к воздействию разогретых твёрдых предметов.

В особую подгруппу стоит отнести термостойкие напорные рукава, куда входят перколированные изделия. Такие приспособления обеспечивают хорошую термостойкость за счёт увлажнения внешней поверхности по всей длине. Это осуществляется с помощью транспортируемых огнетушащих веществ, имеется в виду водой, растворами на основе воды и пенообразователями.

Перколированные рукава напорного типа в основном применяются для гашения пожаров в тех местах, где требуется прокладка шланга по сильно нагретым поверхностям, это могут быть тлеющие торфяники, угли и прочие вещества.

Испытание всасывающих рукавов

Всасывающие и напорно-всасывающие шланги, которые находятся в использовании, должны проходить плановую проверку, при этом периодичность испытания пожарных рукавов составляет один раз в полгода. Внеплановая проверка осуществляется в том случае, если приспособление подвергалось ремонту.

Такие изделия испытываются в условиях хранения, то есть на складе или рукавной базе, по истечении гарантийного термина хранения. В данном случае проверяется герметичность изделия по рабочим давлением.

В процессе испытания приспособления на герметичность его один конец подводится к источнику давления, а второй конец закрывается заглушкой, на которой есть кран для выпуска воздуха. Когда кран открывается, проверяемый рукав постепенно заполняется водой до момента полного устранения воздуха. После закрытия крана постепенно повышают давление до указанной отметки. В таком состоянии нужно выдержать изделие на протяжении десяти минут.

На проверяемом рукаве, а также в местах соединении с головками не должно присутствовать разрывов, вздутий, просачиваний воды и искривления металлической спирали.

Чтобы провести испытания изделия на герметичность при разрежении, его один конец подводят к вакуум-линии с вакуумметром, а второй конец просто заглушают. В проверяемом рукаве создаётся разрежение, которое примерно равно 0,08 МПа. После этого вакуум-линия перекрывается, и шланг выдерживается в таком состоянии три минуты.

В данном случае разрежение не должно быть более 0,015 МПа. Проводя испытания, нужно обратить внимание на внешнее состояние рукава, на нём не должно быть сплющиваний и изломов.

По окончанию испытательных работ просматривают на свету внутреннюю полость пожарного шланга. На внутренней стороне изделия, прошедшего испытания, не должно быть выпуклостей, надрывов, отслоений или пузырей.

На самом деле при визуальном осмотре достаточно сложно обнаружить внутреннее отслоение резины, поскольку слой материала при снятии разрежения занимает своё изначальное положение.

По этой причине всасывающие или напорно-всасывающие рукава проверяются на способность забора воды из источника посредством насоса. Если есть отслоения и перекрытие проходного сечения проверяемого рукава, то вакуумметр отображает высокое разрежение, при этом вода не поступает в насос.

Как проводятся испытания напорных рукавов?

Проверка рукавов, которые находятся в использовании, должна проводиться после очередного применения или когда срок годности пожарных рукавов скоро заканчивается. Такая периодичность составляет один раз в полгода. Как правило, такие изделия испытываются под давлением на предмет герметичности.

Также испытательные работы производятся после окончания гарантийного срока хранения, который указывается в документации. Проверка также осуществляется под давлением.

Напорные шланги, для изготовления которых использовались натуральные волокна, перед проверкой заполняются водой под определённым давлением. В таком состоянии рукав выдерживается примерно пять минут.

Стоит отметить, что на данных приспособлениях для гашения пожаров под давлением и после намокания натуральных нитей каркаса не должно быть свищей, за исключением пылевидных свищей.

Рукава напорного типа можно проверять в виде линии, при этом за один раз можно проложить пять штук.

В процессе гидравлического испытания шланг или линия из напорных шлангов подводится к насосу, оснащенному манометром. К другому концу подводят перекрывной пожарный ствол или 3-х ходовое разветвление. В соединениях между проверяемыми рукавами и используемой арматурой должна соблюдаться герметичность.

Когда воздух удалён и линия заполнена водой, медленно поднимают водяное давление в рукаве до определенного значения.  С этим давлением линия выдерживается на протяжении того времени, которое может потребоваться для осмотра изделия по всей его длине. Также осматриваются места соединения головок и прочие важные участки.

Не допускается появление капель воды и свищей, исключением являются только перколированные рукава напорного типа. Все результаты испытаний записываются в соответствующий журнал проверок.

Источник: http://stopogon.ru/pozharotushenie/pozharnye-rukava-naznachenie-klassifikatsiya-i-poryadok-ispytaniya.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: