При погружении свай могут возникнуть неполадки, нарушающие нормальный ход работ:
а) отклонение от нормального положения;
б) резкое уменьшение скорости погружения;
в) резкое увеличение скорости погружения;
г) повреждения сваи: разрушение острия, головы; срез (скалывание) в поперечном сечении и пр.
Отклонение сваи от нормального положения может быть вызвано неправильной формой острия, неправильной насадкой башмака, установкой сваи в стрелах, устройством наголовника, а также встречей острия сваи с каким-либо препятствием (валуном). Поэтому требуется тщательная приемка свай и неослабное наблюдение со стороны бригадира за ходом их погружения.
Если дефект обнаруживается, пока свая забита еще не глубоко (не более 3 м), то ее можно выправить оттягиванием ломами, лебедками, полиспастами с одновременным продолжением бойки; если же свая уже погружена на большую глубину и отклонение значительное, то приходится сваю из грунта извлекать и по выявлении причины дефекта и ее устранения сваю забивать вновь.
Причины, вызывающие резкое уменьшение скорости и исключающие дальнейшее
погружение сваи, заключаются в препятствиях на пути продвижения последней. Хактер препятствия и его размеры иногда заявляют путем забивки одной или нескольких контрольных свай, а иногда путем зондирования — проходки рядом со сваей скважины небольшого диаметра.
Некоторое суждение о характере препятствия дает поведение сваи и молота при ударе: заметное упругое перемещение сваи при значительном подскоке молота говорит о том, что препятствием служит дерево; жесткий удар говорит о твердом (каменном) препятствии. Вопрос о том, как поступать с дальнейшей забивкой, должен решать мастер или производитель работ.
Резкое увеличение скорости погружения сваи и последующая за этим нормальная скорость могут быть вызваны наличием слабой прослойки в грунте. Если же дальнейшее изменение скорости погружения происходит не плавно, то можно предположить поломку сваи. Причины резкой просадки сваи устанавливают при ее извлечении из грунта или забивке рядом с ней новой, если требуется,— то более длинной сваи.
Сваи повреждаются по тем же причинам, которые были указаны для резкого уменьшения скорости погружения. Следует помнить, что поломки чаще встречаются при работе механическим молотом.
Размочаливание головы деревянной сваи значительно понижает эффект забивки и может быть исправлено отпиливанием поврежденной части нормально к оси сваи с новой посадкой бугеля. Поврежденная часть железобетонной сваи, относящаяся согласно проекту к конструкции, остающейся над землей может быть в дальнейшем восстановлена на месте. Если же повреждена подземная часть, то, как правило, дефектная свая заменяется новой.