Для заполнения швов, например в гидротехнических сооружениях, холодную штукатурную асфальтовую мастику на эмульсионной пасте можно наносить механизированным способом или вручную на подготовленную поверхность шва слоем заданной толщины.
Вручную мастику следует наносить мастерком с разравниванием ее слоем 7—10 мм толщины после высыхания и отвердения предыдущего слоя, а при механизированном нанесении слоями толщиной по 5—7 мм каждый. Горячую литую асфальтовую гидроизоляцию для заполнения швов или шпонок (например, в гидротехнических сооружениях) можно 156 также укладывать как вручную, так и механизированным способом; при этом швы или шпонки следует заполнять мастикой, как правило, сверху.
Гидроизоляция болтовых отверстий в обделке из чугунных тюбингов асбобитумными или сферическими шайбами заключается в установке указанных шайб под головкой и гайкой болтов. Болты и зенковки болтовых отверстий должны быть заранее окрашены битумным лаком и просушены.
Затяжку болтов производят сбалчивателями, например пневматическими. Если изоляцию болтовых отверстий производят при переболчивании, т. е. при замене монтажных болтов комплектами с асбобитумными шайбами, то затяжку производят до отказа при крутящем моменте от 5000 до 7000 в зависимости от диаметра болтов.
При изоляции отверстий сферическими шайбами при монтаже обделки болты сначала затягивают до момента выпрямления сферической оболочки шайбы под гайкой, а в дальнейшем путем подтяжки усилием, аналогичным указанному выше; при этом не допускается затягивать болты до обратного прогиба сферических оболочек. Головку болта при затяжке необходимо поддерживать ключом. Болт считается затянутым, если дополнительный поворот гайки не превышает 45°.
Гидроизоляция металлокерамическими шайбами заключается в установке их при монтаже под головкой и гайкой болтов с последующей затяжкой болтов; под гайкой дополнительно устанавливают плоскую металлическую шайбу. В этом случае болты и зенковки болтовых отверстий не окрашивают.
Степень затяжки болтов проверяют, как указано выше.
Гидроизоляция асбобитумными шайбами отверстий для нагнетания в тюбинговой обделке тоннелей, шахт и др. заключается в тщательной очистке резьбы отверстия и поверхности около него, прогонке резьбы метчиком, окраске поверхности около отверстия битумным лаком, ввинчивании пробки с надетой под ее заплечиками асбобитумной шайбой.