Все сорта жидкого топлива, применяемого для двигателей внутреннего сгорания, делятся на карбюраторное топливо (для двигателей с искровым зажиганием) и дизельное топливо (для двигателей с воспламенением от сжатия).
Карбюраторное топливо. Эксплуатационные качества карбюраторного топлива определяются в основном его карбюрационными свойствами и детонационной стойкостью.
Карбюрационные свойства — способность обеспечивать однородную топливо-воздушную смесь заданного состава при различных режимах и условиях работы двигателя — зависят от удельного веса топлива, его вязкости и в наибольшей степени от фракционного состава топлива по испаряемости.
Показателями фракционного состава являются температуры, при которых перегоняется 10, 50 и 90% топлива. Более низкие значения температурных показателей характеризуют лучшие качества топлива (двигатель легче и быстрее заводится, работает устойчивее и экономичнее).
Измерение удельного веса (плотности) топлива связано также с количественным учетом расхода горючего, так как замер отпуска горючего ведется обычно в объемных единицах, а учет и отчетность — по весовым показателям.
Детонационная стойкость — способность топлива образовывать рабочую смесь, сгорающую в двигателе без детонации (детонационное сгорание сопровождается большими скоростями распространения пламени, вызывает перегрев двигателя, падение его мощности, перерасход топлива, усиленный износ и др. дефекты).
Показателем детонационной стойкости топлива является его октановое число. Чем выше октановое число, тем больше стойкость топлива.
Детонационная стойкость низкооктанового бензина может быть повышена путем добавления специальных присадок — антидетонаторов или высокооктановых компонентов.
Наиболее распространенным антидетонатором является этиловая жидкость (обладает высокой токсичностью).
Таблица 1. Свойства этиловой жидкости
Показатели | Марка | |
1-Тс | Р-9 | |
Внешний вид | Жидкость темного цвета | Прозрачная жидкость красного цвета |
Плотность при 20° в г/см3 не менее | 1,73 | 1.5 |
Цвет бензина с этиловой жидкостью | Голубой | Розовый или светло-оранжевый |
Двигатели строительных машин с искровым зажиганием работают преимущественно на автомобильных бензинах и реже на их заменителях (бензольное топливо и др.).
Бензольное топливо обладает высокой детонационной стойкостью и употребляется обычно в смеси с бензином.
Топливо для двигателей с воспламенением от сжатия (дизельное топливо). Основными показателями, определяющими эксплуатационные качества дизельного топлива, являются цетановое число, вязкость, температура застывания и фракционный состав топлива по испарению.
Цетановое число — условная характеристика плавности сгорания рабочей смеси, а следовательно, степени мягкости или жесткости работы двигателя. Чем выше цетановое число, тем мягче работа двигателя и длительнее срок его службы.
Вязкость и фракционный состав топлива влияют на процесс смесеобразования и сгорания, легкость запуска двигателя, удельный расход топлива и износ деталей топливной аппаратуры. Двигатели работают нормально, если вязкость при температуре 20° находится в пределах 2,5— 8 сст.
Температура застывания топлива должна быть ниже температуры воздуха на 10—15°. Для снижения температуры застывания в дизельное топливо добавляют керосин (25% тракторного керосина снижает температуру застывания на 10°).
Промышленность выпускает несколько марок дизельного топлива. Основными из них являются: дизельное арктическое — ДА, дизельное зимнее — ДЗ, дизельное летнее — ДЛ, соляровое масло и моторное топливо марок ДТ-1, ДТ-2 и ДТ-3.
Дизельное топливо ДА, ДЗ, ДЛ предназначается для высокооборотных дизелей (л>1 000 об/мин), соляровое масло — для двигателей с числом оборотов от 600 до 1 000. Моторное топливо используется для тихоходных двигателей при п < 600 об/мин (ДТ-1 при 600—300 об/мин; ДТ-2 при 300—200 об/мин; ДТ-3 при п < 200).
Таблица 2. Расход смазочных масел и горючего для пусковых двигателей
Наименование масел и топлива | Расход в % от основного горючего |
Масла для смазки карбюраторных двигателей (автолы) | 4 |
Дизельное масло для дизелей КДМ-46 и др | 5 |
Смазка универсальная (солидол) | 1 |
Масло трансмиссионное (нигрол) | 2 |
Бензин для пусковых двигателей (для карбюраторных керосиновых двигателей) | 2 |
Пусковой бензин (для дизельных двигателей) | 1 |
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Условиями